» » Что такое основной инстинкт человека. Есть ли инстинкты у человека? Самое основное и базовое – самосохранение

Что такое основной инстинкт человека. Есть ли инстинкты у человека? Самое основное и базовое – самосохранение

Статья интересная, познавательная и актуальная. Как пишет автор во вступлении:

Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины - например, «стресс» или «экология» - давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел. Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением - залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.


Нельзя не согласиться, что важно задумываться, разбираться и отдавать себе отчет в том, что означают привычные термины. Однако, как мне кажется, вывод получился излишне категоричным.

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека - существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.

[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом , учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]

Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД - врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку - но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности (Птрб), но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула (КС), ни фиксированного комплекса действий (ФКД).

Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД.

Таким образом, у человека инстинктов в строгом понимании нет, и именно это делает наше поведение пластичным. Однако отсутствие жёстких врождённых программ не отменяет тот факт, что мы существа биосоциальные; и существуют чисто биологические факторы, которые определяют многие аспекты нашего поведения.


Дело в том, что вопрос о наличии инстинктов у высших животных - это вопрос терминологии, соглашения. Из этого же ряда вопросы о том, с какого уровня развития считать существо живым, считать ли живыми вирусы, с какого уровня развития у животных есть сознание и т.д. Во всех этих вопросах различия не качественные, а количественные.

В статье говорится, что у человека нет инстинктов, потому что нет врожденного и фиксированного комплекса действий.

А что значит фиксированного? Даже самый примитивный комплекс действий обладает некоторой гибкостью, условностью, вариативностью. Например, так называемая аппенентная стадия может быть очень разнообразной и включать в себя другие инстинктивные подпрограммы. Птенец может по-разному преодолевать препятствия при движении к матери. Если птенца, скажем, повернуть боком или вверх ногами и зафиксировать - он адаптируется к питанию в таком положении. Если по время кормления случится угроза нападения - кормление временно будет прервано, а зачем продолжено и т.д.

В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.


Конечно, у разных животных соотношение врожденного и приобретенного различные, но обе составляющие есть всегда.

Так что различие лишь в сложности программ поведения, поэтому четкой границы провести нельзя. А если смотреть на интеллект с точки зрения кибернетики как на инструмент достижения целей, то граница становится совсем размытой.

Термин природный инстинкт возник еще и Древней Греции уже тогда мыслители Эллады заметили, что у людей существуют поведенческие реакции, способствующие выживанию. Например, едва дотронувшись до горячего предмета, мы быстро отдергиваем руку, чтобы не заработать серозный ожог, хлопает дверь - мы оборачиваемся на резкий звук проверить, не угрожает ли опасность. Все это - проявление природного инстинкта самосохранения человека.

Что такое природные инстинкты человека

Инстинкты (а также биологические мотивации и эмоции) относятся к врожденным формам поведения. Инстинкт состоит из множества рефлексов. Рефлексы делятся на витальные (пищевые, питьевые, оборонительные), зоосоциальные, которые направлены на взаимодействие с себе подобными (половые, родительские), и исследовательские (к примеру, ориентировочный рефлекс, рефлекс свободы, проявляющийся стремлением избежать каких-либо ограничений).

Инстинкты зашифрованы в гемокоде и есть абсолютно у всех людей: и у меня, и вас, и у прохожих, которых мы видим из окна. На генетически заложенные инстинкты можно влиять - усилить, ослабить их посредством воспитания, стереотипного поведения, религии, морали, скажем, из-за неправильного воспитания инстинкт самосохранения у ребенка может снизиться пли чересчур усилиться. В неблагополучных семьях, где применяется только метод кнута, подростки часто становятся неуправляемыми, подсознательно вызывая агрессию па себя. Из-за отсутствия родительской заботы ИНСТИНКТ самосохранения у них ослабляется. У чад, над которыми взрослые трясутся, наоборот, этот инстинкт гипертрофирован - такие- дети боятся самостоятельно сделать шаг.

Отличия природных инстинктов человека от инстинктов животного

Чем инстинктивное поведение человека отличается от поведения животного? Люди, в отличие от животных; могут контролировать свои инстинкты, скрывать их и все же, анализируя поведение двуногих и четвероногих собратьев в определенных ситуациях, можно увидеть мною общего. В США проводились эксперименты, показавшие когда образуется коллектив (например, работников офиса), у них обязательно появляется лидер, условные рабы, один-два независимых индивидуума пытающихся противодействовать лидеру, и паяц, умеющий только кривляться. То же самое и у животных. Понаблюдайте, к примеру, за стаей собак - вы увидите у них ту же иерархию, что и в разумном человеческом коллективе. Ведь инстинкты - это мощная биологическая база, которую можно ослабить моралью, законом, но полностью уничтожить нереально.

Больные тяжелыми психозами. у которых уменьшается масса нейронов, часто страдают от обжорства, не могут сдержать свои сексуальные порывы. Описаны случаи, когда на почве расторможенного полового инстинкта психически неуравновешенные люди совершали преступления Итак, чем меньше в человеке человеческого, тем больше выпячивается его «животность».

Влияние гормонов на природные человеческие инстинкты

Представьте, что человек хочет есть. Уровень глюкозы в крови у него снижен, а потребность в пище неудовлетворена. Возникают эмоции – злость, раздражение, неудовольствие (что особенно остро проявляется у мужчин). И это прекрасно, потому что активизируется так называемая симпатическая нервная система, стимулируется выработка гормонов, расщепляющих гликоген в печени, из которого образуется глюкоза. Чем сильнее человек злится, тем больше выделяется необходимых веществ. Более того, голодная мужская злость диктует стиль жизни - в пещерные времена прирожденный добытчик шел на мамонтов (доминирующая мотивация, направленная на поиски), теперь он стремится больше зарабатывать дабы удовлетворить свою потребность в еде.

Зависимость между уровнем гормонов и половым инстинктом проявляется очень ярко. Гормоном тестостероном обуславливается половое влечение как мужчин, так и у женщин. Он вырабатывается в яичниках (у женщин) и надпочечниках (у мужчин), а этот процесс регулируется гипоталамусом и гипофизом. Это отражается на сексуальном поведении. Кстати, представители сильного пола с высоким уровнем тестостерона обладают большой мужской силой, которая сохраняется у них до преклонных лет. Ко мне на прием однажды пришел 100-летний дедушка, ровесник Октябрьской революции. Даже паспорт показал, где написано, что он родился 6 октября 1917 года! Разговор с ним получился почти как в анекдоте. Я спросил. Какие проблемы? И в ответ услышал: Две недели назад... не получился половой акт». Причем мой очень пожилой пациент был в здравом рассудке

Различие женских и мужских природных инстинктов

Какие инстинкты больше доминируют у женщин, а какие - у мужчин? У женщин более развит родительский инстинкт. Материнский инстинкт сильнее отцовского, и это заложено природой: биологически самец создан «разбрасывать семя, а самка должна растить потомство, в Британии проводили исследование па тему «Кто дольше помнит обиду», Оказалось, и мужчины и женщины обижаются одинаково часто, но первый шаг к примирению делают дамы... Это - проявление материнского инстинкта; женщине нужен самец, который будет помогать ей заботиться о потомстве,

Природные инстинкты человека, которых нет у животных

Нет! Что бы пи говорили о сугубо человеческих инстинктах, якобы нажитых в процессе социализации. Все они могут быть сведены к банальной биологии. Иногда человек воображает, что он очень сильно оторвался от животного мира. По напомню, что нашим генам наиболее близки гены серых мышей. Перечислю и другие сходства: память. Эмоции есть у животных, творческие задатки наблюдаются у обезьян, вот только наличие мышления представителей фауны пока под сомнением. Правда, некоторые нейрофизиологи утверждают: Собака думает!- Единственное, чего нет у зверей, так это личности: значит, нет у них и морали. Впрочем, социальные качества появляются, когда человек живет среди себе подобных. Современные маугли, которых обнаруживают среди обезьян или волков – это не люди

Прав ли был Зигмунд Фрейд, утверждавший, что все имеет сексуальное начало? По большому счету, жизнь начинается с секса - я имею и виду рождение ребенка. Да, половое влечение - достаточно мощный двигатель, но я не стал бы отводить первое место только ему. Не думаю, что Фрейд полностью прав Человек сбалансированное сознательное и бессознательное животное; его поступками управляют оба начала. Кстати, некоторые ученые, развивая мысль Фрейда, утверждают: да, бессознательное играет большую роль, но бессознательное далеко не сексуальность, Вспомним, к примеру, принцип удовольствия райхэ, согласно которому мы движемся от удовольствия к удовольствию. И все же полностью подавить половой инстинкт можно только медицинскими препаратами (в частности, мощной гормональной терапией) или хирургическим путем, удалив придатки, яичники. Волевым же усилием (аутотренингом) полностью задавить половой инстинкт невозможно. Чтобы разобраться в учении Фрейда, надо изучить его биографию. "Это был глубоко несчастный человек. Имевший проблемы в половой жизни и потом все объяснявший сексуальным началом! По моему мнению, Зигмунд Фрейд несколько преувеличивал, но рациональное зерно в его теории все же есть.

Влияние полового инстинкта человека на выбор партнера

Без всякого сомнения! В Британии было проведено интересное исследование, вошедшее затем в научно-популярные фильмы Би-би-си. В группе женщин и мужчин попросили каждого участника эксперимента написать запросы к своему предполагаемому спутнику жизни, сопоставили анкеты с помощью компьютера и получили результат вроде такого: «Леди А идеально подходит мистер М». Затем пару знакомили и предлагали женщине выставить оценку своему собеседнику. Так вот: леди Л в реальности давала мистеру М низкие баллы, хотя компьютерная программа показала: этот человек полностью соответствует ее требованиям! В чем дело? Оказывается, нельзя абсолютно сопоставить установку я осознанно хочу- и то, что на самом деле срабатывает. Здесь играют роль какие-то более глубинные вещи, нежели параметры роста, веса, общественное положение или принадлежность к знаку зодиака. ? Выстреливает - очень много факторов – как инстинктивных, так и социальных. Какой из них главный, сказать очень сложно.

Мужчины ищут объект, который соответствует их критериям женской привлекательности. Вначале в период юношеской гиперсексуальности, этот объект может вообще не соответствовать никаким параметрам: достаточно, чтобы была просто женщина. Затем формируется образ дамы, и кавалер становится более избирательным. Но я думаю, ЧТО настоящий мужчина ищет партнершу не с определенным цветом глаз или размером груди, а воспринимает (или не воспринимает!) женщину целиком. Если человек ищет спутницу, к примеру, обязательно с голубыми глазами или маленькими ступнями, есть повод подозревать у него психические отклонения.

Как природные инстинкты отражаются на поведении

Когда женщина хочет привлечь внимание мужчины, она, как правило, прихорашивается: делает макияж. новую прическу иными слонами, занимается грумингом. У животных груминг (уход за кожей, шерстью, зубами) - это врожденный рефлекс, причем у Приматов перебирание шерсти носит характер ласки. То есть, «чистя перышки», дама бессознательно дает кавалеру знак, что она следит за собой и этим повышает свою ценность. Ну а мужчина, желая покорить женщину, подсознательно говорите ней низким голосом - это показатель того, что у него все в порядке с тестостероном.

Неслучайно говорят, что шрамы украшают мужчину: они - признак агрессивности, то есть высокого уровня тестостерона! Кстати, когда ухажер хочет выразить свою заинтересованность в женщине, он распускает перья: говорит комплименты, поет и играет на гитаре, сочиняет стихи, И общем, занимается брачными танцами, как и братья наши меньшие.

Природа материнского природного инстинкта

Какова природа материнского инстинкта? Материнский инстинкт передастся генетически - иначе не может быть. Суть его в желании мужчины, заботе о нем. И в стремлении сделать все, чтобы забеременеть. Причем во время овуляции, когда оплодотворение наиболее вероятно, сексуальное влечение у женщины достигает пика. Она хорошеет, выделяет феромоны и всем своим естеством показывает, что хочет близости. Во время беременности сексуальная активность падет - и это тоже суть материнского инстинкта: теперь главная задача жен типы - выносить дитя. Особенно слабо желание в первом (есть риск срыва) и третьем триместрах (подходит время рожать). Когда ребенок родился; его надо сразу приложить к груди, чтобы и у матери, и у крохи состоялся первый, очень важный для обоих, контакт. И так происходит из года в год - у всех поколений млекопитающих. Как будет вести себя женщина после родов. Вce зависит от воспитания. Материнский инстинкт у дочерей можно (и нужно!) развивать с ранних лет: покупать им куклы, окружать сугубо девчоночьими вещами.

Акушеры знают одну хитрость; матери, заведомо предупредившей о том, что она хочет отказаться от ребенка, нужно сразу после родов дать малыша в руки, а еще лучше - предложить ей хотя бы раз покормить сто. Почему? Потому что в этот момент в женщине пробуждается очень мощный материнский инстинкт и после этого оставить ребенка в роддоме будет практически нереально! К сожалению, об этой особенности знают и горе-матери, поэтому-то они и избегают контакта с младенцами.

Материнский инстинкт не появляется - он заложен природой. Когда рождается девочка, у нее уже есть нервные связи. которые приведут к реализации этого инстинкта После этого нужна доминирующая мотивация, стимул, который запустит в ход сильнейший механизм. У людей этот стимул – ребенок. Современная тенденция, когда женщины отказываются рожать в пользу карьеры -это атрофия материнского инстинкта или его искусственное подавление?

Это проблема всего мира, и особенно - развитых стран. И речь не об атрофии инстинкта люди не меняются, для того, чтобы изменился человек, должно пройти не одно тысячелетие. Отказ oт рождения ребенка отрицательное влияние социализации, когда подменяется цель жизни и на первый план выходят успех, удовольствие, богатство ради себя. Увы, подавление материнского инстинкта дорого обходится женщинам Как правило, и определенный момент жизни у них наступает экзистенциальный криз - они начинают бегать по психоаналитикам, психотерапевтам, платить сумасшедшие деньги, чтобы только успокоиться. Потому что не могут справиться с чувством одиночества, вызванным, например, встречей с подругой, которая хуже обеспечена материально, но растит детей. Конфликт инстинкта и социального поведения может привести к очень серьезным психическим расстройствам

Отцовский природный инстинкт

Отцовский инстинкт, как и материнский, относится к родительскому инстинкту. В чем выражается? Конечно, в защите потомства! И все же хочу сказать одну неприятную вещь, вес мы умиляемся, когда па телеэкранах пилим льва, позволяющего львятам ползать по нему. Однако почему-то от телезрителем скрывают, что львицы обороняют детенышей от их же папаш - лев способен убить львенка, если захочет спариться с самкой. Дело в том, что львица, которая растит потомство, не подпускает к себе самца, а потеряв детенышей, опять готова к спариванию Нот вам и биология отцовского и материнского инстинктов. У людей на развитие отцовского инстинкта, конечно, сильно влияет воспитание. Дети, как обезьяны, перенимают стиль поведения родителей. Причем исчезнуть этот инстинкт у мужчины не может, поскольку, как и все другие, заложен в генах. Но может подавляться отрицательным жизненным опытом, негативной средой... Например, в криминальных группировках, где женщину презирают, плохо относятся и к детям. Но вырви такого человека из преступного мира, поместите в нормальное общество и он станет другим.

Часто врожденные инстинкты человека еще называют основными инстинктами. В основе этих инстинктов лежит склонность человека совершать те или иные действия или же избегать тех или иных поступков.

Безусловно, что все врожденные инстинкты человека реализовываются не полностью, поскольку важную роль также отыгрывают социальные нормы.

Необходимо отметить, что по отношению к людям, точное определение инстинктов не относится. То есть сложные врожденные реакции, которые происходят в организме практически без изменений, в качестве ответа на раздражители внешней среды касаются только животных.

На сегодняшний день выделяют три группы врожденных инстинктов человека.

Итак, у первой группе относятся:

Предрасположенности, которые появляются врожденно. Эти инстинкты отвечают за желание человека сохранить свою жизнь.

В качестве признаков этих инстинктов выступают:

наличие неудовлетворенности приводит к тому, что человеческая особь имеет значительно пониженные шансы на выживание;

отсутствие необходимости в другом объекте для того, чтоб удовлетворить свои потребности.

Кроме того, к этой группе относят такие предрасположенности, как:

Инстинкт самосохранения. Этот инстинкт является врожденным, так как каждый человек с самого своего рождения стремиться избегать ситуаций, которые могли бы причинить вред ему или его здоровью.

Эволюционные фобии. Например, некоторые люди с самого рождения чувствуют страх перед теми или иными предметами, например боязнь змей, пауков, темноты.

Пристрастия или отвращения. На генетическом уровне человек может испытывать отвращение или пристрастие к той или иной пище. Например, для кого-то является острым и непреодолимым желанием попробовать что-то новое, ощутив новый вкус, для кого-то же имеет место быть желание употреблять в пищу соленую, наполненную минералами или калорийную пищу.

Регуляция температуры тела.

Желание бодрствовать и при ощущении усталости – спать для того, чтоб организм наполнялся силами и энергией для дальнейшего существования.

Желание увидеть или ощущать полет. Часто на генетическом уровне у многих людей возникает желание ощутить или посмотреть на полет. Так, для некоторых особей особенной популярностью пользуется вид сверху, другие люди, при первых признаках опасности пытаются спрятаться как можно выше, а некоторые люди настолько привязаны к брахиации, что связывают свою основную деятельность с воздухом и полетом. Например, занимаясь прыжками с парашютом или руководя самолетом.

Еще одним врожденным инстинктом первой категории является испражнения. То есть каждый человек нуждается в мочеиспускании и дефекации переработанных продуктов.

Еще одним врожденным инстинктом является страсть к собирательству или коллекционированию.

Биологические часы и ритмы. То есть взаимодействие с окружающим миром происходит в результате привыкания человека к факторам окружающей среды, которые имеют периодические изменении. То есть привыкание к колебаниями температуры, изменению сезонов и т.д.

Режим сна и отдыха. То есть каждая человеческая особь с рождения имеет потребность в отдыхе для восстановления своих сил.

На сегодняшний день, многие ученые выделяют вторую категорию врожденных человеческих инстинктов, которые получили название социальных.

Особенность этих инстинктов заключается в том, что процесс их формирования происходит, только если одна особь имеет взаимодействие с другой.

Эта группа выделяет такие предрасположенности:

Инстинкт продолжения своего рода. То есть каждый человек имеет врожденное желание продолжать свой род, создавая свое потомство.

Родительское поведение. Этот инстинкт проявляется, когда человек имеет детей, у него на подсознательном уровне возникает желание опекать и заботиться о своем потомстве.

Доминирование и подчинение. Этот инстинкт проявляется у одних людей желанием подчинять себе других людей (выраженные лидерские качества), а у других – подчиняться.

Умиротворение и агрессия.

Территориальные инстинкты. То есть четкое очерчивание своей территории.

Групповое поведение. Оно характеризуется желанием человека подчиняться мнению большинства, как единственно правильному.

Третья группа инстинктов состоит из врожденных программ идеальных потребностей. Особенность этой категории связана с тем, что она не имеет привязки к индивидуальному или видовому адаптированию к действительности. То есть эти инстинкты не могут быть выведенными, они могут существовать лишь самостоятельно и обобщенно.

К этим инстинктам относят:

  • инстинкт обучения;
  • существование игр;
  • наличие имитации;
  • наличие своих собственных предпочтений в искусстве.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Инстинкты. Они есть у человека или их нет?


Виноградова Екатерина Павловна, к.б.н., доц. каф. высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ

Смысл, вкладываемый биологом в слово «инстинкт» обычно сильно отличается от того, что вкладывает в него далекий от биологии человек. Давайте попробуем разобраться, в чем разница. Дискуссия, которая последние годы идет в среде этологов и биологов, не касается проблемы биологически детерминированных форм поведения. Среди биологов мало кто сомневается, что человек - существо биосоциальное, и его поведение определяется отнюдь не одними только социальными факторами. В разговоре же между людьми, в разной степени далекими от биологии, все упирается в понятие «инстинкт», его дефиниции.
Одно из определений научного понятия «инстинкт» – «совокупность врожденных потребностей и врожденных же программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия».

Программу действия Конрад Лоренц, один из самых знаменитых этологов, назвал «фиксированным комплексом действия» – ФКД. Таким образом, с позиции ЭТОЛОГИИ

Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия

С классических позиций биологии врожденная программа действий включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий (ФКД). Поэтому в БИОЛОГИИ формула приобретает такой вид:

Инстинкт = Врождённые потребности + ключевой стимул + фиксированный комплекс действий

или И = Птрб + КС + ФКД
Давайте поговорим о врожденных потребностях чуть позже, а сначала остановимся на ключевом стимуле и ФКД.

КЛЮЧЕВОЙ СТИМУЛ
Ключевой стимул является действительно врождённым пусковым механизмом и обеспечивает привязку конкретного инстинктивного акта к строго конкретной стимульной ситуации. Целесообразность данного механизма обусловлена тем, что конкретное поведение должно быть осуществлено в адекватной с биологической точки зрения ситуации.

Ключевым стимул является только в том случае, если он проявляются непременно у ВСЕХ представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников, т.е., видотипичны.
В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы:
- химические (феромоны, половые аттрактанты, воздействующие через обонятельные пути);
- акустические (строго фиксированные крики или «песни»);
- тактильные (специфические прикосновения к определённым частям тела);
- визуальные (специфические видовые элементы окраса и разметки, видовые морфологические признаки - хохолки, гребни, наросты, общие контуры тела и размеры);
- видоспецифические телодвижения и позы (позы устрашения, подчинения, ритуалы приветствия и ухаживания).

Предъявление животному любого ключевого стимула влечёт за собой его специфическую врождённую реакцию. В качестве примера такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления, или красное брюшко самца колюшки в период брачного поведения.

Исследования трёхиглой колюшки - классического объекта лабораторных исследований, - показали, что в брачный период брюшко самца колюшки окрашивается в яркий красный цвет. Демонстрируя его всему миру, он, с одной стороны, отпугивает от гнезда соперников-самцов, а с другой - напротив, привлекает самку. Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдаленно напоминающие другого самца, вызывали нападение со стороны самца, охраняющего свою территорию, когда он видел "красное брюшко". При этом он оставался безразличным даже в случае максимально близкого образа другого самца, но без красного брюшка.

У птенцов серебристой чайки ключевой стимул - красное пятно на желтом клюве родителей, вид его «включает» реакцию выпрашивания: птенец клюет в это пятно, и родитель отрыгивает ему пищу в рот.

ФИКСИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЕЙСТВИЙ (ФКД)

Ключевой стимул запускает фиксированный комплекс действий, который, в свою очередь, не является монолитным актом, а может быть разделен на две фазы: аппетентное поведение и консуматорное поведение.

Фиксированный комплекс действий= аппетентное поведение (АП) + консуматорное поведение (КП)

Аппетентное поведение (англ. "appetitive behavior" от лат. "appetitus" - "стремление", "желание) – поиск и приближение к объекту удовлетворения потребности.
Консуматорное поведение (от англ. "consummate" - "доводить до конца", "завершать" ) – непосредственно удовлетворение потребности (убийство добычи, совокупление).
Впервые деление инстинктивного поведения ввел Уоллес Крейг.

Итак, развернем теперь начальную формулу инстинкта И = Птрб + КС + ФКД и представим ее в виде:

И = Птрб + КС + АП + КП

Важно запомнить!
Если мы используем биологическое понятие "инстинкт", то должны знать:
- ВСЕ СТАДИИ ИНСТИНКТА (Птрб, КС, АП, КП) - ВРОЖДЕННЫЕ
- НАУЧЕНИЕМ НЕ ОБУСЛОВЛЕНА НИ ОДНА ИЗ СТАДИЙ ИНСТИНКТА
Поскольку наш разговор начался с разницы в восприятии понятия «инстинкт» у биологов и обывателей, то здесь будет уместно уточнить вот что: чем сложнее организация животного, тем меньше доля врождённых компонентов в его поведении и тем менее жёстко эти компоненты запрограммированы.
Исследуя механизмы и структуру протекания инстинктивных актов, исследователи уже давно обнаружили, что аппетентное поведение, с одной стороны, является типичным для каждого конкретного вида, с другой - у многих высокоорганизованных видов оно оказалось изменчиво и приспособлено к меняющимся условиям внешней среды. То же можно сказать и про консуматорную стадию: и у птиц, и у млекопитающих ряд консуматорных актов, в строгом смысле, не является во всей полноте данным от рождения, а содержит и некоторый элемент индивидуальной практики.
В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом созревания нейронных ансамблей мозга, которые в норме и отвечают за данный врождённый акт. Так и получается, что самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются "незрелыми", "неуверенными", но только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.

Давайте рассмотрим стадии инстинкта у ряда животных на примере поведения совокупления и охоты.
1. Поведение совокупления

Птрб – репродуктивная
КС♀ – изменение секреции гормонов, КС♂ – феромоны самки
АП – поиск полового партнёра, совокупление
КП – отрывание головы самца

Кошки
Птрб – репродуктивная
КС♀ – эндогенное изменение секреции гормонов, КС♂ – феромоны самки
АП – поиск полового партнёра
КП – совокупление у кошек сравнительно с богомолами вариативно в отношении поведения ухаживания самцов. Вариативны также и позиции половых партнёров.

Собаки
Если щенка собаки выращивать изолированно от его сверстников, то в дальнейшем, при достижении половозрелого возраста, этот пес не сможет нормально осуществить акт спаривания с сукой: он, как полагается, вскочит на неё сзади, пристроится, и даже предпримет попытки совершения фрикций. Но это будут именно попытки, поскольку даже введения полового члена во влагалище суки может не произойти. Таким образом, у собак можно обнаружить и врожденную потребность, и ключевой стимул, но проявление ФКД очень сильно зависит от индивидуального опыта.

Приматы
У них совокупление организовано еще сложнее, и этот процесс уже полностью не является врожденным поведением. Выращенные в изоляции обезьяны (без материнской опеки) не способны осуществить этот акт самостоятельно, более того, самки будут категорически противодействовать попыткам самцов осуществить спаривание.

2. Охотничье поведение

Охотничий «инстинкт» у кошачьих и псовых также не имеет чётко детерминированной программы, поскольку консуматорный акт убийства добычи является результатом научения.

Мама-гепард обучает щенков


Аппетентная стадия


Консуматорная стадия

Таким образом, врождёнными являются не столько конкретно сами двигательные акты инстинкта, сколько их некий общий шаблон, в рамках которого и развиваются уже сами движения. Ещё Вагнер** упоминал о некоторой едва уловимой индивидуальности в проявлении инстинкта у разных особей, и поэтому в итоге предпочитал говорить не о строго фиксированных врождённых стереотипах действия, а именно о видовых шаблонах инстинктивного поведения. Таким образом, получается, что проявление конкретного инстинкта у разных особей одного вида может иметь слабые различия, но одновременно с этим проявление данного инстинкта явственно определено у всего вида в целом и может служить чёткой отличительной чертой по отношению к другим видам.

"Но не пора ли уже вернуться к врожденным потребностям?" - вероятно, думает внимательный читатель.
Конечно. Теперь мы с вами готовы поговорить о врожденных потребностях, а заодно и ответить на вопрос об инстинктах человека.

ВРОЖДЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Остановимся теперь чуть подробнее на потребностях. Именно они составляют основу поведения человека и животных. Наше поведение – это движение навстречу потребностям, и его цель - их удовлетворить.
Потребности разделяют на витальные («жизненные»), социальные и идеальные (о них в другой раз).
К витальным относятся не только потребность в самосохранении, которую можно разделить на потребность в пище, в избегании боли и т.п. Жизненно важны для нас потребности в сенсорном притоке (раздражении органов чувств), в эмоциях, в приобретении информации и получении удовольствия.
К социальным относят все те потребности, удовлетворяя которые мы налаживаем коммуникацию с другими людьми. Общение надо понимать в широком смысле - это не только беседа с глазу на глаз или переписка в соцсетях. Человек может быть занят чем-то и в одиночестве, но он, например, моет посуду не потому, что нет чистой, а для того, чтобы порадовать жену.
Социальных потребностей очень много, но главная из них – потребность в социальной самоидентификации, то есть потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества.
Все наше поведение и душевные переживания строятся на основе идентификации с определенной группой: семьей, народом, трудовым коллективом, группой внутри этого коллектива.
Самоидентификация лежит в основе многих форм поведения, которые относят к «высшим». Например, потребность в религии определяется потребностью принадлежать к ограниченному сообществу, которое отличается от других рядом внешних признаков, что обеспечивается обрядностью.
Кроме самоидентификации, в чем еще мы испытываем потребность? В доминировании, в подчинении, в дружеских отношениях, в самооценке и т.д. Следует подчеркнуть, что поведение всегда направлено на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Например, зачем студенты могут посещать занятия? В идеале – чтобы получить образование и иметь высокооплачиваемую работу. Но получение знаний и практических навыков – далеко не главная потребность, которую они удовлетворяют, приходя в свой вуз. Единственная ситуация, в которой поведение человека определяется одной-единственной потребностью – когда он торопится в туалет. Но по большому счету, даже при этом он удовлетворяет социальную потребность уединяться при эвакуации содержимого мочевого пузыря и кишечника!

Наличие индивидуального спектра врожденных потребностей указывает на то, что многие другие индивидуальные особенности также являются врожденными свойствами, а не продуктом воспитания и обучения.
Знание врожденных особенностей поведения помогает обычному человеку, прежде всего, правильно вести себя, общаясь с животными. Например, на улице нельзя разглядывать собаку: прямой взгляд – выражение агрессивных намерений. Но и поведение человека подчиняется тем же закономерностям. Вообще, язык наших телодвижений весьма выразителен, и внимательному взгляду может сказать многое о намерениях собеседника, его отношении к нам и даже внутреннем мире.
Каждый человек, как и каждое животное, появляется на свет со своим индивидуальным спектром врожденных потребностей, по-разному и в разной степени выраженных, именно поэтому одним из отличий этологии от других наук о поведении является положение о врожденном разнообразии людей. К слову, - ДА, этология изучает и поведение ЧЕЛОВЕКА, а именно – врожденную составляющую его поведения.

Так есть ли инстинкты у человека?

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.
[Хотя, по правде сказать, у человека все же обнаружен один-единственный инстинкт, который был найден Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом, учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, еще у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на кинопленку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провел в диких уголках планеты, среди племен, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъем бровей, и на те же 150 мс]
Так что же получается? Выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны? А как же тогда назвать «автоматическое» отдергивание руки от горячей плиты или огня?!
Да, совершенно верно, у человека есть врожденная ПОТРЕБНОСТЬ самосохранения. Но нельзя называть это инстинктом, поскольку у нас нет соответствующего ФКД, то есть врожденной программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжегшись, мы отдергиваем руку – но это НЕ ИНСТИНКТ, а всего лишь РЕФЛЕКС (безусловный) НА БОЛЕВОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только такие реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.
«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И некорректны они не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врожденной программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД.
Еще не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?
И = Птрб + КС + ФКД

Таким образом, у человека инстинктов в строгом его понимании – нет. Но при этом он остается существом биосоциальным, и объективно существует ряд биологически детерминированных факторов, которые регулируют его поведение.

К постановке вопроса.

Немного истории. Еще на 3 курсе медицинского института, слушая лекцию о теории стресса Г.Селье, удивил тот факт, что идея создания учения пришла к автору в годы студенчества. Ничтоже сумнящись, и я решил создать нечто такое, но увы, ничего не придумав, вскоре забросил благое намерение.

Но ничто не проходит бесследно, меня стал занимать вопрос о движущих мотивах поведения человека, стал искать свой ответ. На 6 курсе познакомился с теорией Фрейда, но "мы не поняли друг друга". Я не находил разгадку ответа на вопрос "об устройстве" души. Раз за разом примеривая концепцию Фрейда на себе, (поскольку у меня не было ни лаборатории, ни клиники), оставалась неудовлетворенность, так как "пансексуализм" (мне по крайней мере так представлялась эта теория), не объяснял мои вопросы. Я решил лучше изучить "половой истинкт" и прошел курс сексопатологии, а затем через некоторое время имел и врачебную практику по этой специальности. К сожалению, я не обнаружил единства между психоанализом и клинической сексологией. Интуитивно ошущая некую незавершенность концепции Фрейда, я решил пересмотреть её по своему. Во-первых, кроме полового инстинкта, меня занимал вопрос и о других (пищевой, родительский, познавательный, оборонительный) инстинктах. Почему именно эти, да потому что только они имеют анатомо-физиологическую представленность в соме и психике. Инстинкт смерти мне кажется понятием виртуальным. Несмотря на мою критику, я весьма благодарен великому ученомуЗ.Фрейду за его пионерские работы в области подсознания,

бессознательности и детской сексуальности, которые вдохновили меня на изучение инстинктов

Метод заключался в следующем. В сложных случаях диагностики и лечения сексологически больных я стал изучать выраженность всех 5 инстинктов человека, некий биосоциальный, биотерапевтический взгляд на онтогенез и таким образом глубже разобраться в личности и ее проблемах. Путем опроса больных выяснял инстинктивный статус", ранжируя их от слабого до сильного, по сравнению с некой усредненной нормой, взятой произвольно из житейского здравого смысла.

Получаемые результаты были весьма ценными для психотерапии, приобретая значимость алгоритма работы с пациентом. Прежде всего можно выделить крайние варианты. Для пищевого инстинкта - от нервной анорексии (гипофункция) до ожирения при синдроме Пиквика (гиперфункция). Показателем биологической активности пищевого инстинкта является аппетит. Для полового инстинкта - от асексуальности, фригидности до сатириазиса и нимфомании. Биологическим маркером является выраженность либидо, термин, удачно введенный 3 Фрейдом. Для родительского инстинкта - от полного отказа иметь детей до посвящения своей жизни детям (не только собственным). Для познавательного инстинкта - от самопожертвования ради науки, истины - до полного безразличия к знаниям. Для инстинкта самосохранения - между храбростью и трусостью (летчик в бою потерял обе ноги, после лечения стал парашютистом). Таких людей можно отнести к лицам, склонным к аутодеструктивным видам деятельности (каскадеры, альпинисты, автогонщики и т.д.). Крайним выражением является гомицидомания, т.е. стремление любой ценой покончить жизнь самоубийством.

К сожалению, для последних трех инстинктов пока нет адекватных терминов, отображающих одних словом состояние инстинкта (типа слов аппетит или либидо), лингвистика пока перед наукой в долгу. Более сложными являются вопросы взаимодействия инстинктов, но это тема требует дальнейшего специального изучения.

Более 20 лет вынашивая свою концепцию взаимодействия инстинктов, не раз обращаясь к ученым, но не находил понимания, пока я не нашел поддержки у своего учителя С.А. Овсянникова. Совместные наблюдения позволили сформулировать пропедевтический метод исследования биологической матрицы человека в виде так называемой формулы инстинктов человека (ФИЧ) .

А. Инстинкт самосхранения (ИС)

О. Я не дорожу своей жизнью, у меня часто бывают мысли уйти жизни, были попытки к самоубийству.

1. У меня нет эгоизма, служение людям и идеалу - смысл моей жизни. Я не могу лгать, во имя чести и справедливости готов пожертвовать своей

2. Не люблю ложь, ценю справедливость и стараюсь отстаивать ее, но не жертвуя собой. Материальное благополучие и забота о здоровье не играют для меня главной роли.

3. Материальное благополучие и духовная жизнь одинаково важны для меня. Я симпатизирую честным людям, но не склонен бороться за справедливость. Умею находить компромиссные решения в любой ситуации. Я не буду страдать из-за других, чаще склонен думать о себе.

4. Я настоящий эгоист (больше всего люблю себя), материальное благополучие - главное для меня. Никогда не иду наперекор обстоятельствам в ущерб себе. Накопление ценностей дает мне наслаждение. Честь и справедливость для меня ничего не значат, когда речь идет о выгоде для меня

5. Я озабочен только собой, своим здоровьем, безразличен даже к близким людям, оберегаю себя от любых волнений. Жизнь посвящаю своему благополучию, мнителен, люблю лечиться, больше всего дорожу своим драгоценным здоровьем и жизнью.

Б.Пищевой инстинкт (ПИ)

0. Мысль о еде мне противна, если что-то пьем, вызываю рвоту, чтобыизбавиться от пищи.

1. Еда для меня не главное, ем потому, что это необходимо.

2. Мой аппетит ниже среднего, легко забываю поесть, если занят чем-тоболее важным, легко переношу голод.

З. У меня хороший аппетит, ем с удовольствием, стараюсь соблюдать пищевой режим в любых условиях, чувство голода неприятно для меня.

4. Мой аппетит выше "среднего", люблю вкусно и обильно поесть, выпить. Считаю себя гурманом, люблю сам готовить, находить новые рецепты различных блюд и угощать тем, что мною приготовлено.

5. Я постоянно хочу есть и думаю о еде. Ем очень много и без разбора, моя прожорливость меня не смущает. У меня избыточный вес.

В. Сексуальный инстинкт (СИ)

О. У меня вообще нет желания к половой близости Мне это безразличноили даже противно.

1. Я испытываю половое влечение 1 - 2 раза в год. Близость не дает мне радости и удовлетворения. Предпочитаю эротические фантазии.

2. Половое влечение возникает не чаще 1 раза в месяц. Романтическая сторона отношений интереснее, чем физическое сближение. Не совсем уверен в своих половых способностях.

З. У меня нормальное" половое влечение 2 - 3 - 4 раза в неделю. Нет никакого дискомфорта или неуверенности, почти всегда яркий оргазм.

4. У меня сильное половое влечение, с любимым человеком могу проводить ежедневные контакты, отдаю ему все свои чувства, не испытываю никакой неуверенности.

5. У меня непреодолимое желание половой близости. Секс - главное в моей жизни. Такие понятия, как любовь, мне безразличны. Нравятся "изощренные формы" в сексе. Думая о гомосексуальных отношениях.

Г. Родительский (материнский - отцовский) инстинкт (РИ).

О. Детей не имею, они мне противны. Не люблю ни кошек, ни собак.

1. Не имею детей, не люблю их, предпочитаю домашних животных.

2. У меня нет желания иметь детей, но появление ребенка связано с настоянием мужа (жены).

3. Я имею 1 - 2 любимых детей по собственному желанию, спокойно переношу трудности по их воспитанию.

4. Я очень люблю детей, хочу иметь их больше, лепсо переношу все трудности, люблю заниматься их воспитанием, дети любят меня.

5. Дети - единственный смысл моей жизни, я дрожу над ними, готов жертвовать для них всем и прощать им все. Могу легко взять чужих детей на воспитание.

Д. Познавательный инстинкт (ПЗИ).

0. Не имею желанию ничему учиться (считаю это" пустым" делом).

1. Учеба никогда не давала мне никакого удовольствия.

2. Я иногда прислушиваюсь к разговорам о новых книгах, но читать их не люблю. Охотнее смотрю развлекательные программы по телевидению, то, что смотрят все.

З. Я всегда учился охотно, мне нравилось узнавать новое, всегда стремился не отстать от общего уровня, но в "ученые" я не рвусь, хочу знать столько, сколько мне нужно для жизни.

4. Книги, чтение, образование занимают большое место в моей жизни, сам собираю книги, но без "фанатизма". Познание радует и вдохновляет.

5. Смысл моей жизни в постоянном познании нового, в науке, искусстве, я постоянно читаю или пишу сам. Отдаю всего себя постижению нового.

Данная попытка квантифицировать биологический механизм организма необходима для того, чтобы лучше представить соотношение частей в целом, ведь недаром Г.Галилей говорил, что природа написана языком математики.

На мой взгляд, многообразие жизни индивида не состоит из большого числа дискретных элементов, тогда биологическая система вряд ли вынесла бы тяготы естественного отбора. Скорее всего принцип биологической целесообразности упростил до минимального число участвующих компонентов. в жизнеобеспечении особи. Как извеспю, именно 4 нуклеотидных основания ДНК (аденин, гуанин, цитозин и тимин) образуют все многообразие не повторяющих ся комбинаций генов в хромосомном наборе одйого вида. В 6иологическом вариационном ряду инстинкт как анатомо-функциональный блок можно расположить между клеткой с генным аппаратом (хромосомным набором) и жизнью целого организма. Именно анатомо-физиологический механизм из 5 функционально взаимосвязанных блоков обеспечили сохранение и продолжение рода в жесточайшей конкурентной борьбе на Земле.

Уникальна роль познавательного инстинкта. Именно он позволил социализировать человека, перебросив мостик между биологическим и социальным, духовным, истинно человеческим. На рубеже 20 -21 столетийинтеллект становится главным фактором прогресса. Наука, точное знание или эпистема стала решающим фактором для обуздания животного resp.биологического (часто arpeccивногo - разрушительного - войны) начала. Предположим, что все инстинкты в состоянии динамического равновесия, или на рабочем жаргоне, закрыты. Такое состояние не может длиться долго, так как элементарный голод в виде гипогликемии вызовет напряжение, стресс по Селье.

Организм включает механизм устранения этого нарушения. Пищевой инстинкт посылает сигнал в мозг, познавательный инстинкт как высший регулятор (находящийся на вершине иерархической лестницы инстинктов) решает, что делать с пришедшим сигналом. Отсрочить или немедленно заняться поиском пищи? Это зависит уже от силы сигналов, говоря другими словами, от доминанты (по А.А. Ухтомскому ). У каждого человека есть свой порог выносливости, разумеется он невелик у детей и незрелых, инфантильных взрослых. Говоря художественным языком о храбрых и мужественных людях, мы должны подразумевать высокую устойчивость к длительному сохранению доминанты. Рассмотрим учение И.П.Павлова об условных рефлексах с точки зрения инстинктов. Как известно, природа не смогла снабдить "в дорогу" всем необходимым арсеналом по дороге жизни. Она дала только безусловные рефлексы, дело самого индивида, человека, позаботиться обо всем остальном необходимом. Говоря другими словами, мы всю жизнь вырабатываем условные рефлексы, т.е.обучаемся (чему-нибудь и как-нибудь по А.С.Пушкину). Кто вымер при естественном отборе - динозавры и др.крупные животные, а точнее те, кто не смог вовремя обучиться новым формам жизни.

Условные рефлексы являются той питательной средой инстинкта, с помощью которых он реализует свой потенциал. Инстинкт на безусловных рефлексах - это дикость, невежество, инстинкт на условных рефлексах, да еще высшего порядка - культура, цивилизованность, прогресс. Для чего это нужно врачу? Очень нужно. Без биологического анализа личности, болезни вряд ли можно правильно оценить многие состояния.

Скорее всего, к ним можно отнести болезни адаптации (дезадаптации), в частности, неврозы, депрессии, психосоматические болезни, составляющие громадное большинство обращений за медицинской помощью.

На мой взгляд, нужно пересмотреть многие аспекты врачебной практики под углом зрения инстинктов, работа обещает быть интересной и полезной для практики. Другими словами, без излишней скромности можно декларировать о необходимости выделения нового раздела науки клинической инстиктологии, а врача - специалиста по умению видеть болезни и пациента "биологическим" взглядом - психотерапевтом, биопсихиатром или биопсихотерапевтом и т.д. Скорее психоанализ Фрейда выиграет от смены парадигмы на биоанализ, но не сменить название, а сущность метода.

Литерартура.

1. 3. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. Т.1-2. М. 1922г

2. С.А. Овсянников. История и эпистемология пограничной психиатрии.- стр 179-183

3. А А. Ухтомский. Учение о физиологической доминанте. Собрание сочинений. Т. 1-6, Л. 1945-62г.

Врач Абиев Артур Карамасович
медицинский аспект

english version

Biological human instincts - a medical aspect.

By Arthur. K. Abiev, M.D.

A little bit of history. As a third year medical student studying the Hans Celie’s Theory of Stress, I was surprised to learn that the main idea was developed by the author when he was a student. Being inspired by that notion, and being a student myself, I have set to come up with a theory of my own - an ambition I have soon forgotten.

However, the seed was planted in my head, and, before long, I have resumed my interest and started my search for the motives explaining human behavior.

On the sixth grade I have familiarized myself with the Freud’s theory - but, we “didn’t understand each other”. I could not find the answer to my question: how the soul was “organized”. In vain I’ve tried time and time again to apply the Freud’s concept of “pansexualism” to explain my own motives and behavior (I didn’t have the laboratory or clinic at that time). I was determined to understand better the “sexual instinct” and decided to take a sexopathology course. Afterwards I have practiced as a sexopathologist for some time.

Regrettably, I still couldn’t find the unity between the psychoanalysis and clinical sexology.

Intuitively, the Freud’s concept was incomplete to me. So I have decided to revise it to my satisfaction. First, I considered other than the sexual instincts: feeding, parenting, learning, and self-preserving. I have selected these five instincts because they all have anatomical and physiological expression in both the soma and the psychic. The instinct of dying seemed quite virtual to me.

Despite of my criticism of the Freud’s concept, I am grateful to the scientific titan for his pioneering studies on subconsciousness, unconsciousness, and childhood sexuality, which inspired me to conduct my own investigations.

I used the following method. In complex cases representing a diagnostic and/or therapeutic challenge, I started to differentiate the degrees at which each of the five instincts was expressed and used this type of algorithmic approach for gaining a deeper understanding of the patients’ condition.

I used a standardized questionnaire and a method for comparing patients’ data against some arbitrary mean (drawn from the common life experiences and sense), to grade the patients’ “instinctive status”, which was ranging between two extremes: weak (hypofunction) and strong (hyperfunction)

The obtained data turned out to be quite valuable for psychotherapy, and underscored the advantages of the algorithmic approach in patient’s care.

First, the extreme conditions - weak and strong - for each instinct were defined:

For the feeding instinct - anorexia nervosa (hypofunction) and the Pickwickian obesity (hyperfunction). The intensity of the appetite was considered an indicator of biological activity for that instinct.

For the sexual instinct - asexuality, or frigidity (hypofunction), and satyriasis and nymphomania (hyperfunction). The intensity of the libido (term brilliantly coined by Dr. Freud), was considered a biological marker for that instinct.

For the parenting instinct - a complete refusal to have children (hypofunction), and dedicating one’s life to raising children - own or adopted (hyperfunction).

For the learning instinct - a complete indifference towards the knowledge (hypofunction), and sacrificial drive towards the knowledge, and thirst for the “truth” (hyperfunction).

For the self-preserving instinct - suicidomania - too scared to live and too scared to die, and cowardliness - inability to handle risks (hypofunction), and self-destructive bravery - i.e., a pilot who lost both legs in a plane crash becomes a sky-diver - (hyperfunction).

For the last three instincts, unfortunately, there is still a lack of adequate terminology for naming their respective ranges (for example, as terms “appetite” and “libido” are used to name ranges of the feeding and sexual instincts, respectively). In this regard, the linguistics is still indebted to psychology.

The interaction of the instincts is a more complex aspect altogether, requiring further and more specific studies.

It is not until some 20 years later and after approaching my teacher Dr. S.A. Ovsyannikov, did I find the support for my concept on the interaction of the instincts. As a result of our collaborative efforts with Dr. S.A. Ovsyannikov, we developed a propedeutic method for studying a person’s biological matrix. We have also developed a formula for computing a person’s instinctive status (the Instinctive Status Formula - ISF) .

The self-preserving instinct (SPI).

0. I don’t value life; I fantasize about taking my own life and have a history of attempted suicide.

1. I am unselfish person; serving people and ideals - is meaning of my life. I can’t lie and am ready to sacrifice my life for the sake of honor and justice.

2. I don’t like lying; I believe in justice and will support it, however not with my life. Material well being and health are not my primary goals.

3. Material well being and spiritualism are equally important to me. I sympathize with the honest people, but I am not inclined to fight for justice myself. I am good at compromising. I am not willing to suffer for someone else’s benefit.

4. I am egoist (I love myself more than anybody else). Material well being is the most important to me. I won’t ever argue if it can hurt me. Increasing my wealth is my passion. When it comes to my benefit - the honor and justice mean nothing to me.

5. I am preoccupied with myself and my health; I am obliterate towards others, even close to me people, and protect myself from any and all disturbances. I am dedicated to my well being, keep high opinion of myself, like to take care of my health; there is nothing more important to me than my life and my health.

The feeding instinct (FI)

0. The thought of food is repugnant to me; If I ate something, I will induce vomiting to get rid of food.

1. The food is a necessity for me, rather than a primary concern.

2. My appetite is below average - I often forget to eat, especially if I am doing something interesting, without feeling hungry.

3. I have a good appetite and like to eat; I try to adhere to established eating schedule at all time; I feel uncomfortable when I am hungry.

4. My appetite is above average; I enjoy consuming abundant quantities of tasty food and drinks. I consider myself a gourmet, like to cook, try new recipes, and to share food with others.

5. I am constantly hungry and thinking of food. I eat a lot and without choosing; my voracity doesn’t embarrass me. I am obese.

Sexual Instinct (SI)

0. I have no desire for sex. The thought of sex disgusts me or leaves indifferent at best.

1. I feel like having sex once or twice a year. I don’t experience joy or relief from the sexual intercourse. I prefer erotic fantasies.

2. I want to have sex no more than once a month. The romantic aspect of relationships interests me more than the sex. I am not confident in my sexual abilities.

3. I have “normal” sexual needs - 2-3-4 times a week. I don’t experience any discomfort or doubts (during intercourse) and almost always have orgasm.

4. I have a strong sexual drive; with the person I love I can have sex every day - during sex I don’t hold back and experience no doubts.

5. I have a constant and irresistible sexual desire. Sex is my life. Word “love” means nothing to me. I like “kinky” sex. I thought about homosexual relationships.

Parenting (maternity-faternity) instinct (PI)

0. I hate children and I don’t have any. I don’t like cats or dogs neither.

1. I don’t like children and I don’t have any - I prefer pets.

2. I don’t want to have children, but I will have a child if my spouse insists.

3. I love my 1-2 children (which I planned to have); the burden of bringing them up is easy for me.

4. I want children very much and want to have more of them; I carry my children-related choirs willingly - I love brining-up children; children love me.

5. Children are the meaning of my life, I adore them and willing to sacrifice and forgive them everything. I would have no problems bringing-up adopted children.

Learning Instinct (LI)

0. I don’t have any desire to study (I consider it useless).

1. Studying has never given me pleasure.

2. I sometimes overhearing conversations about new books, but I don’t like to read them. I enjoy the main stream television entertainment.

3. I always liked studying and learning; I maintain my education and try to keep it current; however I am not interested to become a “scientist” - I just want to know enough to succeed in life.

4. Books, reading, and education are important part of my life; I collect books, however I am not a “book fanatic”. Learning gives me joy and inspiration.

5. The search for anything new in science and art is the meaning of my life; I always read or write. I am dedicated to learning new things.

The above attempt of subdividing instincts into quantifiable stages is necessary for a better understanding of the instincts’ intrinsic unity - it was said by G. Galilee that the Nature is written in a language of mathematics.

It seems that the individual’s complexity derives itself from a rather limited number of the basic components - the structure with the large number of components would have less chances to succeed in the harsh environment of the natural selection. Thus, it is consistent with the principal of biological efficiency, that the number of the basic components of the life sustaining system was reduced to a minimum to allow for it’s both simple (compact) organization and complex biological interpretation. It is known, that just four nucleic acids (adenine, guanine, thymine, and cytosine) are responsible for the rich biological interpretation of an individual genome.

In the biological variation row, an instinct, as a anatomo-physiological block, can be viewed as occupying a position between the cell with it’s genome and the rest of the living organism.

The anatomo-physiological system, comprising 5 united blocks, is a likely structure that responsible for successful preservation of the species on Earth.

The learning instinct played a unique role. It bridged biological and spiritual domains, producing a social human being. At the turning of the 21st century, human intellect is an increasingly important factor of progress. The episystem, based on the science and exact knowledge, plays an increasingly important role in controlling often destructive basic biological drives (aggression, destruction, wars).

Let’s assume that all instincts are in the state of dynamic equilibrium, or closed. This condition cannot be prolonged indefinitely - a simple hunger will cause stress, according to Ceilie, physiologically expressed as hypoglycemia. In response, body activates a compensation mechanism. The feeding instinct signals to the brain, where the learning instinct, presiding on the top of the instinctive decision tree, processes that signal: search for food either to be delayed or to be started immediately.

The intensity of the signal determines it’s dominance (A.A. Ukhtomsky ). The endurance threshold varies from individual to individual and is the lowest among infants, and retarded or infantile individuals. Conversely, strong individuals are assumed to have a higher tolerance or endurance threshold to a prolonged signal dominance.

Let’s consider the Ivan P. Pavlov’s theory on conditioning in the context of the instincts. Given, an individual is not provided with all he may need in a course of his life. Instead, the individual is provided with the unconditional reflexes and the ability to form from them the conditional reflexes, appropriate to a given life situation. In the words of the great Russian poet A.C. Pushkin, we spend our lives learning “something somehow”, or developing new conditional reflexes.

Those who failed to form appropriate conditional reflexes were doomed to extinction, i.e., dinosaurs.

The reflexes provide a framework necessary for the instincts’ realization. The instincts deriving from the unconditional reflexes are expected to be more basic and with more primitive social patterns (i.e. egoism). On the other hand, the instincts deriving from the conditional reflexes are expected to be more complex and with more advanced social patterns (i.e. altruistic egoism).

Does this perspective afford any benefit to a practicing physician? I think it does. Analysis of the instinctive status of a patient provides objective references against which his condition(s) can be judged more accurately and comprehensively. It is especially true for uncovering the diseases of adaptation - neurosis, depression, psychosomatic disorders - which are a leading cause among patients visiting physician’s office.

We believe that the revision of physician’s practices in a context of evaluating patient’s instinctive status is long overdue. We will not be at all surprised, if such a revision will result in the formation of a new discipline - Clinical Instinctology.

1. Z. Freud. Lectures on Introduction to Psychoanalyses. Vol.1-2 M. 1922.

2. S.A. Ovsyannikov. History and Epistemology of the Borderline Psychiatry, p. 179-183.

3. A.A. Ukhtomsky. A Study on Physiological Dominant. Vol. 1-6, L, 1945-1962.