» » Как побороть детские страхи в 7 лет. Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога

Как побороть детские страхи в 7 лет. Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога

Страх - это нормальная реакция на возникающую угрозу. Часто он зарождается в детстве, когда дети познают мир. Чувство тревоги и другие признаки боязни мешают развиваться психике. Следует разобраться, как убрать страх у ребенка.

Детские боязни следует контролировать, чтобы они не нанесли вред психике

Иногда тревожность настолько сильна, что может оставить свой отпечаток на психике. Нельзя недооценивать опасность такой реакции.

Возникновение

Панический страх, который появляется у детей, связан с факторами, которые в реальности не несут опасности. Виной тому слаборазвитое логическое мышление, а также богатая фантазия, свойственной всем дошкольникам. Детская психика хрупкая и неустойчивая. В современном мире это потенциально опасно. Застенчивый и миролюбивый ребенок может стать случайным свидетелем несчастного случая (ДТП, пожар, агрессия собак, насилие взрослых и т.д.) и это станет причиной зарождения страха.

Нельзя пренебрегать боязнью детей. Родители должны быть осторожны и бдительны. Тревога, раздражительность, капризность и необычное поведение могут свидетельствовать о развитии фобии. Бездействие матери и отца грозит такими проблемами, как невротические проявления.

Причины

Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:

  • постоянные запреты родителей;
  • семейные конфликты;
  • просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
  • разногласия со сверстниками;
  • проблемы в школе;
  • фантазии.

Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.

Простое предупреждение об опасности («Не нужно кувыркаться – можно травмироваться», «Не трогай собаку – она укусит!») характеризует окружающие предметы и определенные действия как опасные. Так зарождаются страхи.

Детские фантазии могут быть причиной боязни

Разновидности страхов

Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:

  1. Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
  2. Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
  3. Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
  4. Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
  5. Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
  6. Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.

По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.

Разновидности детских боязней

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика - не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

Для ребенка это может стать причиной зарождения фобии. Некоторые боязни естественны, они присутствуют у большинства детей разного возраста.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям. Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных. Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время - это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

Плохая успеваемость в школе нередко становится причиной боязни понести наказание. В этом возрасте может появиться боязнь темных помещений, а также боязнь физического насилия.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система А.Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом. Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта. Как бороться с детскими страхами:

  1. Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога - создать во время игры условия, вызывающие у него страх. Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
  2. Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе. Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
  3. Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
  4. Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача - создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель - создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

  1. Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет). Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
  2. Перестать запугивать детей в воспитательной форме. Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
  3. Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психокоррекция страхов у детей отличается от той программы, которую применяют к взрослым людям. Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности. Не использовать гиперопеку и тотальный контроль, они могут стать причиной для новых фобий.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

У больных возрастом до восьми лет проявление тревожности чаще всего удается побороть только методами психотерапии. Лекарства применяются лишь при угрозе невротических проявлений.

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Польза страхов

Страхи естественны для каждого. Их зарождение в детском возрасте обусловлено психоэмоциональным развитием на фоне инстинкта самосохранения. С ранних лет родители воспитывают малыша, указывают, что можно ему делать, а что нельзя. Без осознания понятий «хорошо» и «плохо» человек становится уязвимым. Боязнь - это нормальное явление. Плохо, когда ребенок ничего не боится.

По мнению медиков, страх может быть полезен и бороться с ним не всегда нужно.

Во критической ситуации организм вырабатывает адреналин. Этот гормон способствует улучшению работы головного мозга.

Специалисты советуют обращаться за помощью только в случае регулярных повторений признаков тревоги.

Заключение

Коррекция детских страхов отличается от тех методик, которые применяют к взрослым пациентам. Психика у школьников и дошкольников еще хрупкая, и они часто не в силах справляться со своими страхами, это может привести к серьезным проблемам в будущем.

Методы диагностики и коррекции могут быть разными. Выбор терапии зависит от возраста пациента, а также его уровня тревожности и наличия определенных признаков фобии. Может помочь визуализация при помощи рисования, а также специально разработанные развивающие упражнения, применяемые в игровой форме.

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети

  1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
  2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
  3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
  4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
  5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
  6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
  7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Программа устранения фобий

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Видео: Говорит специалист

Детские страхи - явление обычное. Умение испытывать страх является залогом успешного выживания. И это неудивительно, ведь когда ты ещё слишком мал, трудно понять, что опасно, а что нет. Лучше уж убегать ото всего, что тебе таковым хотя бы покажется. Но у этой монеты есть и другая сторона. Вовремя неразрешённые, детские страхи могут перерасти в патологию, и оказать плачевное влияние на всю дальнейшую судьбу человека.

Не говоря уже о том, что ещё в детском возрасте страхи , на которые родители не отреагировали или отреагировали неадекватно, могут привести к повышенной негативистической активности у ребёнка, тревожности и даже ухода от реальности. В первом случае ребёнок начнёт вести себя демонстративно, намеренно привлекая внимание окружающих, при этом за отсутствием положительной реакции он переключится на вызов отрицательной, лишь бы была какая-нибудь. Во втором у ребёнка может резко понизиться самооценка, он начнёт бояться неудачи, перестанет проявлять инициативу. В случае ухода от реальности, ребёнок одновременно будет и тревожен, и демонстративен. Всё больше он будет стараться пребывать в мире собственных фантазий, чувствуя себя защищённым только там.

Конечно, любящие родители не допустят подобного. Но как определить, что ребёнку действительно нужна помощь, а он не просто в очередной раз испугался какого-нибудь сущего пустяка? Для этого нужно, для начала, узнать больше о детских страхах, как таковых.

Какими бывают детские страхи? В возрасте 2-3 лет малыш может бояться резких звуков. Это один из самых распространённых животных , поскольку в природе всякий резкий звук почти всегда означает опасность. Живя в городах, мы привыкли к постоянным гудкам автомобилей, заводов и прочих пароходов, но малыш боится их инстинктивно, он ещё не понимает, что звуки сами по себе не несут никакой опасности. Второй распространённый страх, проявляющийся уже в этом возрасте - страх темноты. Ещё дети боятся домашних животных, опять-таки, потому что ещё к ним не привыкли, а всякое незнакомое животное на инстинктивном уровне для ребёнка означает опасность.

В 3-4 годика у ребёнка начинает развиваться воображение и это выливается в страх перед собственными фантазиями. Это один из самых сложных периодов, поскольку такой страх уже не убрать физически, как кошку из комнаты, например, или включив ночник, но и устранить его при помощи рационализации трудно, ввиду того, что малыш ещё всё познаёт мир в основном через эмоции. Чаще всего ребёнка пугают игра теней, персонажи мультфильмов, собственные сны.
Начиная с пяти лет, у ребёнка появляются взрослые страхи, вроде страха перед потерей любимого человека, страха смерти, страха перед тяжёлой болезнью.

Как нельзя вести себя родителям? Ругать малыша . "Такой большой, а боишься такой глупости! Как не стыдно?". Ни в коем случае, так вы только добавите к чувству страха чувство вины и ребёнок, возможно, замкнётся в себе, вынужденный переживать свои страхи в одиночестве.

Ставить себя в пример. "Посмотри на меня - я же не боюсь!". Какой вы молодец! Вам-то хорошо, вы большой и сильный, а каково ребёнку? Он ищет в вас поддержки, в том, что вы всесильны и можете справиться с чем угодно, у него пока нет никаких сомнений.

Избегать того, чего ребёнок боится . "Тебе не нравится игрушка - мы её спрячем!". Можно спрятать игрушку, но нельзя спрятать страх. Он ещё долго будет преследовать ребёнка, если его не победить.

Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх? Показать , что вы рядом. Не разубеждать ребёнка, что бояться ему нечего, а показать, что вы защитите его от чего угодно. Это древний механизм, малыш ждёт и желает именно этого - убеждённости в том, что его мама и папа рядом.


Показать , что вы понимаете его. Нужно дать понять, что вы понимаете, чего именно боится ребёнок, но обязательно защитите его от этого.

Пообещать ему, что всё будет хорошо . Просто возьмите ребёнка на руки, покачайте его и говорите, что всё будет хорошо, тогда он быстро успокоится. Очень хорошо в этом случае справляются именно папы - их низкие голоса успокаивают ребёнка даже лучше, чем мамины, вселяя в него чувство защищённости и безопасности.

Поощряйте ребёнка быть смелым. Но делать это нужно деликатно. Не воспитывать в нём какое-нибудь очередное глупое "Ты будущий мужчина! Ты должен…", а вместо этого просто радоваться вместе с ним, когда ребёнку удалось победить очередной страх и выражать уверенность, что и с будущими страхами он тоже расправиться так же легко. Напоминайте ему о его победах, а не зацикливайтесь на неудачах.

Как преодолеть страх? Это только " ", для полноценного преодоления страха, нужно будет дать ему настоящий бой. Существует несколько методик, позволяющих преодолеть страх. Главное, помните, что нужно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка в большей степени, нежели на рациональную. Почти не возымеют эффекта многочисленные убеждения ребёнка в том, что комната остаётся точно такой же, когда она тёмная, как и когда в ней светло. Лучше оставить её в темноте, а остальные комнаты осветить. Затем заходить с ребёнком в тёмную комнату, держа за руку. Выходите, как только ребёнку станет страшно. Со временем, он привыкнет, ваши совместные "походы" в страшную комнату будут продолжаться всё дольше, пока он не научится справляться и вовсе без вас.

Также очень полезным бывает обыгрывание ситуации. Пусть вымышленный герой попадает в ситуации, когда его атакуют страхи вашего ребёнка. Пусть он находит выход из этой сложной ситуации, выходит из неё победителем. Это и в ребёнке воспитает способность противостоять собственному страху. Существуют настоящие, так называемые, терапевтические сказки. Это психологическая практика, которая позволяет воздействовать на ребёнка через понятный ему мир сказок.

В случае если долгое время вам никак не удаётся победить детский страх , разумным решением, возможно, будет обратиться к специалисту за помощью. Но ни в коем случае нельзя махать рукой на детские страхи и думать, что он их просто перерастёт. Слишком велика опасность для него обзавестись малоприятной фобией на всю жизнь.

Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами - в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: "Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!"

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело.

Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:

Основной прием в работе со страхами у детей - это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца - проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца ("вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!"), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой - это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: "Страх - это не страшно", "Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно", "Страх нам помогает, страх заботится о нас", "Свой страх нужно принять" - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать .

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их