» » Реальное общение лучше. Реальное ненастоящее общение

Реальное общение лучше. Реальное ненастоящее общение

Учитель: Трясцына Е.М. МОБУ Артакульская СОШ, 2015г

Цель: ответить на вопрос: какое же общение всё-таки лучше: реальное или виртуальное.

Задачи: поговорить виртуальном и реальном общении, указать достоинства и недостатки обоих типов общения, проанализировать.

Здравствуйте, ребята! Вы выбрали для обсуждения очень интересную тему «Виртуальное или реальное общение – ваш выбор».

Наверное вы выбрали эту тему неспроста, может быть вас волнует какая то проблема… Попытайтесь аргументировать ваш выбор… Почему? (Сейчас многие люди слишком много времени для общения проводят в интернете)

Проблема...! Я с вами согласна, тема очень актуальна на сегодняшний день.

Задачи: Мы для себя должны сделать выбор, какому общению отдать предпочтение, а когда мы делаем выбор мы обычно, какое выбираем (лучшее, хорошее). А чтобы определить, что лучше, что нужно сделать? (сравнить) т. е. «+» и «-»

Попытаемся разобраться вместе - какое общение лучше, в чем достоинства и недостатки обоих типов общения

Недавно закончились зимние каникулы, они были длинными, а вы скучали, ребята по школе? А зачем вы ходите в школу (учиться), а в школе вы только учитесь? (нет, еще общаемся)

Немножко странный вопрос… Какое наказание ждет человека за тяжкое преступление? (одиночная камера). Как вы думаете, почему применяют такое наказание, чего лишается человек? (общение) Т.е. Общение – это одна из главных социальных потребностей человека.

Вывод – человеку нужно общение

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» Антуан Экзюпери (франц. поэт, писатель, летчик).

Оно выступает как основная форма нашей жизнедеятельности.

Но какое реальное или виртуальное?

Прежде выясним: какой вид общения мы называем реальным (…), а какой виртуальным? (…)

Назовите места активного виртуального общения (Электронная почта, форумы, конференции, чаты, сетевые игры, гостевые книги, блоги, социальная сеть – все это инструменты, которые позволяет пользователям общаться друг с другом)

Представьте, что вы оказались на месте героя романа Даниэля Дефо Робинзона Крузо на необитаемом острове, только этот остров находится на реке Караидель. У вас есть все самое необходимое для ночлега, запас продуктов. Есть с собой компьютер и выход в интернет. Чем вы будите заниматься? Как вы думаете, как долго вы сможете оставаться в такой ситуации?

Какого общения вам будет нехватать? Но и в реальном общении…давайте послушаем рассказ про Фёклу

«Рассказ про Феклу».

«Фёкла выключила компьютер, накинула куртку, вышла из квартиры и чуть не растянулась, споткнувшись об огромный пакет с мусором.
- Чёрт бы побрал этих соседей, - громко выругалась Фёкла. - Что за свиньи?
Дверь пятнадцатой квартиры приоткрылась, и в проёме показалось лицо соседки.
- Под ноги надо смотреть, кобыла, - язвительно произнесла та.
- Растворись, - огрызнулась Фёкла, - пока я твой мешок тебе на голову не надела.
- Хамло! - выкрикнула соседка и немедленно захлопнула дверь.
- Старая дура! - ответила Фёкла, пнула ногой мусорный пакет, повернула ключ в замочной скважине и направилась к лифту».
В лифте Фекла обнаруживает собачью кучу и ругается с хозяином животного. Беседа заканчивается на оптимистической ноте: «Да пошла ты», - гаркнул хозяин собаки.
В автобусе новый конфликт: «Коззза, - произнесла девушка сквозь зубы и демонстративно отвернулась. Выходя, она намеренно наступила Фёкле на ногу, послав ей при этом ехидную презрительную улыбочку».
Дальше героиню поочередно выводят из себя - «безмозглая тварь» в регистратуре стоматологии, парень в потертых джинсах, не уступивший место в метро.
Фекла возвращается домой в расстроенных чувствах, включает компьютер и пишет о своих злоключениях: «Знаете, сегодня явно немой день. Меня не обхамила только ворона на ветке. И откуда в людях столько злобы…»
Пожаловалась она в блоге. Дальше происходит интересное:
«Соседка из пятнадцатой квартиры досмотрела очередную серию любимого сериала, отставила в сторону миску с чипсами, подошла к компьютеру и открыла френд-ленту. «Милая, не нервничай, - написала она. - Поверь мне, хороших, порядочных людей на свете гораздо больше».
Хозяин собаки, выгуляв своего питомца, вернулся домой, включил компьютер и стал читать френд-ленту. «Не обращай внимания на уродов», - оставил он комментарий. И, немного подумав, написал ещё один: «Ты самая классная».
В том же ключе отписываются в комментах автобусная девушка, «тварь» из стоматологии и «вонючий скунс» в потертых джинсах. «Он открыл ноутбук и зашёл в её журнал. Грустный пост. Её обхамили. Её! Он готов был порвать в клочья этих недостойных. Как, ну как можно хамить такой девушке? Она совсем не такая, как, например, та премерзкая девка в метро, которая мерила его сегодня презрительным взглядом. Она... Он набрался смелости, сделал глубокий вдох и написал ей: «Как бы я хотел встретиться с тобой в реале! Ты самая удивительная девушка на свете».
Героиня растрогана. «Какие всё-таки славные ребята собираются в интернете, - подумала она. - Понимающие, тактичные, всегда готовые поддержать... И почему они никогда не встречаются мне в реале?»

Мнение…(из рассказа) виртуальное лучше, но, наверное, и в нем есть свои плюсы и минусы. Как вы думаете?

Работа в парах: Давайте попробуем обсудить «плюсы» и «минусы» виртуального общения, в парах. Обсудите какой «+» и какой «-» для вас кажется самым важным и выскажите свою точку зрения.

Плюсы:

    Принимать большой объём информацию за короткий период времени и управлять её потоками.

    Взаимодействия людей убыстряются, существует возможность общаться сразу с несколькими участниками коммуникативного процесса, расширяется круг знакомств.

    За человеком остаётся выбор среды общения, собеседников.

    Расширяются возможности общения по интересам, что ведёт к усовершенствованию письменной речи, языка личности и развитию мышления.

    Нет препятствий во времени и пространстве для общения, снимается языковый барьер.

    Виртуальное общение обязывает выражаться правильно и выбирать слова для передачи своих мыслей.

    Можно попробовать себя в разных социальных ролях, это позволяет преодолеть комплексы, социальные барьеры.

    Появляется более демократичная среда.

    С помощью Интернета, зная только имя и фамилию человека, можно найти давнюю подругу, бывшего одноклассника, с которыми по каким-либо причинам вы перестали общаться.

Минусы:

    Отсутствует живая речь. (Нельзя уловить ни нюансов интонации, ни выражения глаз собеседника).

    Нет доступа к невербальной коммуникации (жестам, мимике), «не видно глаз собеседника».

    Существует опасность общения с нездоровыми индивидами.

    Усиливается замкнутость человека

    Невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой.

    Используется язык, противоречащий нормам обычного общения, специфическая лексика и сокращения.

    Употребление псевдонимов (ников), общение не с реальной личностью, а маской.

    Стирание возрастных и статусных границ.

    Такое общение затягивает, нам сложно оторваться, из-за чего, зайдя на пять минут пообщаться в чат, мы остаемся на несколько часов.

Главный минус общения в сети в том, что это полностью виртуальное, бесконтактное общение! Ведь, согласитесь, что все же значительно приятнее общаться с собеседником и при этом видеть его глаза, мимику, слышать его голос, видеть эмоциональный эффект и реакцию от услышанного.

Опасность зависимости!!!

И помните, что если вы проводите слишком много времени в сети, постепенно вы перестаете замечать реальность, виртуальный мир вытесняет ее, формируется стойкая зависимость , избавиться от которой практически невозможно без помощи специалистов.

Вы, не задумывались, нет ли у вас этой зависимости?

Проведем исследование : На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет»

Чувствуете ли вы некую зависимость от Интернета?

1.Часто ли Вы замечаете, что проводите в онлайн больше времени, чем намеревались?
2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3.Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь онлайн?
4.Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем делаете что-то другое, более необходимое?
5.Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

6.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
7.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

8.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
9.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
10.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

11.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, если не имеете возможности выйти в сеть?

12. У Вас больше виртуальных друзей, чем реальных?

За каждый ответ «да» ставится один балл, за ответ «нет» - ноль баллов. Подсчитайте баллы и напишите крупно на своем листе их количество.

Посмотрите на полученный результат. Если вы набрали от 0 до 4 баллов, вам пока ничего не угрожает, сеть один из способов времяпровождения. От 5 – до 8 баллов – у вас практически сформировалась зависимость от виртуального общения, но еще не поздно остановиться. Более 8 баллов - Виртуальное общение полностью заменило вам реальность.

Как помочь человеку избежать зависимости?

Попытаемся разработать правила общения в сети Интернет, используя опорные слова. Слайд:

    Помни о

    Никогда не

    Всегда

    Думай о

    Обрати внимание на

    Постарайся

    Посоветуйся с

    Узнай о

    Не забудь

    Ни в коем случае не

Все, наверное, пускали в детстве мыльные пузыри…(мыльные пузыри)

Как вы думаете, с виртуальным общением можно сравнить мыльные пузыри и почему?

Хотели ли бы вы оказаться, с компьютером на месте Робинзона Крузо не на 28 лет, а хотя бы на недельку? Почему?

Закрепление

Итак, какой выбор сделать…(на слайде начало 3-х предложений выбрать одно и законьчить…)

Я ВЫБИРАЮ………………………………….

МНЕ БЛИЗКА…………………………………

Я ПОСТАРАЮСЬ…………………………….

Я думаю, что у каждого из вас сегодня появился повод для размышления, тем не менее, выбор за вами. Я не противница виртуального общения, я лишь за то, чтобы человек оставался самим собой как в реальной, так и в виртуальной жизни. Я желаю вам взаимопонимания с вашими близкими, настоящих друзей, успехов в учебе и всего самого хорошего.

Помахали ручками…

Спасибо, ребята, за отличную работу, приятно было с вами пообщаться.

Виртуальное общение – неотъемлемая составляющая нашего времяпрепровождения. Для многих компьютер – не просто разновидность техники, а скорее собеседник. Само по себе виртуальное общение имеет ряд положительных аспектов: возможность обмениваться информацией с людьми, которые находятся за тысячи километров от нас, поиск единомышленников, способ найти удаленную работу, стать финансово независимым.

Правда, виртуальное общение также может стать причиной появления некоторых проблем , а именно:

Проблема самоидентификации и идентификации. В реальной жизни каждый из нас играет определенную роль, которая накладывает отпечаток на внешний вид, на общение, поведение. При виртуальном общении фактор внешнего вида не имеет значения, ведь можно написать о себе любую информацию. В онлайн-мире возраст, пол, сексуальную ориентацию, социальный статус выбираем мы сами. Например, 15-летний парень может написать о себе, что он – 25-летняя девушка. Стараясь общаться таким образом, чтобы никто не заподозрил несоответствие, такой парень будет непроизвольно вырабатывать у себя не совсем адекватные навыки, вместо того чтобы развивать характерную для своего пола и возраста модель поведения. Как следствие - он вряд ли будет успешен в реальном мире. Кроме того, при виртуальном общении в большинстве случаев не знаешь, с кем общаешься, тем самым затрудняется построение адекватных взаимоотношений. В реальном мире существует модель общения между подчиненным и начальником, учителем и учеником, родителями и детьми. В виртуальном мире эта грань стирается, теряется уважение и самоуважение.

Проблема развития зависимости от виртуального общения. Успешный и популярный человек вряд ли станет искать виртуальных собеседников, когда у него и так хватает друзей и приятелей. Если в реальном мире возникают сложности в общении, тогда многие люди начинают компенсировать этот недостаток в сети, проводя время на всевозможных форумах, в чатах. Заикаясь в жизни, можно быстро печатать, тем самым скрывать свой недостаток. Постепенно развивается желание общаться все больше и больше в онлайн-режиме, перерастая в зависимость, потребность.

Проблема привыкания ко лжи. Многие люди, общаясь виртуально, «разукрашивают» свою биографию, чтобы казаться более значимыми. Постепенно ложь входит в привычку, распространяясь даже на реальную жизнь.

Проблема безответственности. Данная проблема может становиться последствием предыдущей проблемы. Когда виртуальный собеседник не видит тебя, находится от тебя за тысячи километров, ответственность перед ним исчезает. Можно пообещать что угодно, взять на выполнение любую работу и не выполнить, ведь обещание давалось клавиатуре и монитору, а не живому человеку, да и во многих случаях наказать за невыполнение чего-либо в интернете не так-то и просто.

Проблема искажения информации. При помощи слов человек передает около 7% информации, звука и интонации – 38% , за передачу оставшихся 55% информации отвечает мимика, поза, жесты, то есть невербальные коммуникативные средства. При виртуальном общении, чтобы восполнить недостающие 93% передаваемой информации, стали использоваться в текстовых сообщениях всевозможные смайлики, знаки препинания, сокращения . Способны ли они передать весь спектр эмоций? Можно чувствовать нежность, ярость, страх, ненависть, при этом набирать одни и те же слова на клавиатуре. Иногда одна лишь улыбка полностью меняет смысл того, что мы говорим. Как же тогда воспринимать то, что высвечивается на экране монитора? Как холодный текст или так, как того хочется нам?

Проблема употребления специфичной лексики. Чтобы быстрее напечатать какую-то информацию, передать ее собеседнику, используют всевозможные сокращения. Непосвященному человеку будет сложно понять смысл такого сообщения. А в реальном общении всевозможные сокращения и другие особенности, характерные для виртуальной переписки, производят впечатление неграмотности.

Проблема враждебного отношения к «чужакам», не принадлежащим к каким-то сообществам. Люди, проводящие много времени на определенных форумах, в чатах, постепенно друг с другом знакомятся, объединяются в сообщества , появляются негласные правила. Когда непосвященный новичок попадает на такой форум и пытается начать общение, он может быть грубо высмеян, оскорблен постоянными «обитателями» форума. Мелкие ошибки, промахи непосвященного раздуваются до вселенских масштабов. Такой новичок либо постарается заслужить расположение старожил и сам будет в дальнейшем грубо относиться к новым пользователям, либо навсегда покинет этот форум.

Проблема появления онлайн-дневников. Бумажные дневники заводят для того, чтобы излагать свои мысли, делиться с бумагой своими эмоциями, проблемами, зная, что дневник вряд ли будет кто-то еще читать. Онлайн-дневник – полная противоположность бумажному дневнику. Заводя онлайн-дневник, его владелец понимает, что все напечатанное на его страницах будет доступно любому пользователю интернета. Неструктурированные обрывки мыслей, всевозможные фразы «напоказ», ложь, пошлости – результат таких виртуальных дневников.

По материалам сайта comp-doctor.ru

Всё больше и больше становится в нашей стране людей, особенно молодого и среднего возраста, приобщимся к этому бесценному благу цивилизации.

Всё меньше и меньше мы стали ходить на старую добрую почту, покупать почтовые конверты, отправлять телеграммы.… Даже деньги можно посылать через почтовые службы Сети.

Чего нет в вирте?

Теперь сравним реальное общение и то, что мы имеем в вирте, то бишь в Интернете. Разговаривая с человеком, мы или на подсознательном уровне, или с помощью полученных знаний улавливаем и трактуем невербальные знаки, идущие от собеседника.

Большое значение имеет выражение его лица, взгляд, интонация. Например, фразу «я хочу подарить тебе это» можно произнести с логическим ударением на первом слове: «Я хочу подарить тебе это», на втором: «я ХОЧУ подарить тебе это», на третьем: «я хочу ПОДАРИТЬ тебе это», и на четвёртом, и на пятом. В зависимости от этого информация будет нести различный смысл.

Общаясь по телефону, мы не можем видеть собеседника, следовательно, не воспринимаем его позу, жесты, выражение глаз. Но зато в большинстве случаев «видим» улыбку и принимаем к сведению интонацию, что является большим плюсом.

А что же в Интернете? Если не говорить о скайпе, мы не только не в состоянии слышать живой голос со всеми его модуляциями и оттенками интонаций, но и вообще не знаем, с кем общаемся. То есть не имеем даже того минимума информации, что даёт телефон. Ну разве что можем иметь представление о степени владения русским языком - и только!

Тогда почему же примерно половина населения нашей страны предпочитает клацать по клавиатуре, вместо того чтобы взять обыкновенную ручку и лист бумаги?

Причины виртуального общения

Одной из важнейших причин является недостаточный круг общения в реале , то есть в обычной жизни. Человек, допустим, работает дома, мало выходит на улицу и страдает от одиночества. О тех, кто в силу физического состояния затрудняется говорить или прикован к инвалидному креслу, и говорить не будем - понятно, для них это практически единственное окошко в большой мир.

…Эмма Фёдоровна, в бывшем работник культуры, несколько лет назад получила тяжёлый инсульт. Усилиями врачей удалось вернуть ей дар речи и ясность мышления, но, увы, выходить из квартиры она не может и по сей день. Вот её рассказ: «Словно весь мир перевернулся для меня с ног на голову. Детей нет, муж давно оставил меня, подруги заняты своими делами… Я просто-напросто потеряла смысл жизни - кому я нужна, старая и больная? Между тем, голова моя работает прекрасно, я чувствую себя молодой умственно, но дряхлой физически. Единственной отдушиной виделось мне приобретение компьютера, благо пальцы и зрение в норме. Думала-думала, где взять денег на такое дорогое удовольствие и нашла выход! Обменяла свою двухкомнатную квартиру на однокомнатную с доплатой - и вот теперь я могу общаться с кем угодно, о чём угодно и сколько моя душа пожелает! Я возродилась к жизни, приобрела много друзей, и не только среди россиян, получила массу советов по поводу своего здоровья и с удовольствием говорю с новыми знакомыми «за жизнь».

К числу также весьма важных причин относится и возможность реализовать дремлющие в себе актёрские способности. Думается, многим пользователям «мировой паутины» знакомо чувство некоторой эйфории, когда они, словно по мановению волшебной палочки, превращаются то в молодую кокетку, то в разудалого мачо, то в «юношу, обдумывающего житьё», то в скучающую леди… В реале просто невозможно за несколько часов или даже дней сыграть столько ролей, разве что приобрести кучу париков и нанять гримера. Зато в Интернете такие чудеса – обычное дело! Надев виртуальную маску, человек меняется внутренне, а иногда и внешне, он преисполнен уверенности в своих силах: ещё бы - ведь он сам себе и режиссёр, и актёр!

В Сети часто встречаются объявления о бесплатной юридической, медицинской и прочих видах помощи. Вам не нужно, стесняясь и нервничая, обращаться к специалисту : ведь виртуальная консультация, как правило, анонимна, и вы можете рассказать о своих проблемах открыто, без утайки. Что уж греха таить, вряд ли максимально исчерпывающая, квалифицированная помощь поступит к вам виртуальным порядком, но всё же хотя бы рассказать о проблемах и получить самые общие рекомендации и совет, к кому обратиться - и то не плохо! Не обижайтесь, если ответ покажется вам лишь формальной отпиской: если дело касается здоровья, то действительно, заочная консультация в большинстве случаев невозможна. Отнеситесь к этому с пониманием и примите к сведению то, что советует специалист.

Если вас интересует какой-то вопрос , например, «кто такой Леонардо да Винчи?», вы сможете, не выходя из дома, не рыская по библиотекам и справочникам, просто обратиться к поисковой системе. И всё! Вы получите не только исчерпывающие сведения об этом гении эпохи Возрождения, но и, прочитав массу статей, и ознакомиться с его жизнью и деятельностью.

Далеко не все имеют желание и возможность приспособиться к внешним условиям, а вот управлять ими в полной мере возможно, где? Разумеется, в Сети!

Кто по тут сторону экрана?

Ну и частые гости в Интернете - одинокие или «недолюбленные» особи обоего пола . Впрочем, не особо обнадёживайтесь: это могут быть и просто искатели лёгкого, ни к чему у не обязывающего виртуального флирта.

Некий Александр, инженер-конструктор, не смог найти в своём коллективе поддержки, более того, его изобретение вообще почти никого не заинтересовало. Но оставить идею он не мог: слишком много в неё вложено сил и умения. «Может, я что недоработал? Где мне найти более квалифицированного специалиста?» – терзался мужчина вопросами. Решение поискать коллег в Интернете увенчалось успехом: развернулась длительная и интересная, а главное – полезная для Александра дискуссия!

Итак, есть в вирте и польза! Однако, живое общение - гораздо конструктивнее. Не стоит думать, что в сети сидят и ждут Вас исключительно красивые, умные, профессиональные, честные, добрые, состоявшиеся в жизни и счастливые люди.

2. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. - М. : Наука, 1971. - С. 7-35.

3. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. - М. : Наука, 1979. - 155 с.

4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.

6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

Поступила 11.05.11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Е. В. Арсентьева, Ю. М. Чукмарова

Общенйе является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отноШенйе к людям И многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую виртуальной* Познание реально существующего мира, его нераскрытых закономерностей требует реального присутствия человека.

Человечество прошло огромный путь от темных времен каменного века до последних информационных технологий. Нельзя забывать о том, что человечество никогда не стояло на месте. Именно поэтому все в мире модернизировалось и изменялось. Этб касается не только условий жизни, но и неотъемлемых ее атрибутов. Двадцать первый век принес нам ряд новых открытий. И сегодня мы уже не мыслим своей жизни без них. Среди них = Интернет. Сеть стала еамым настоящим эпохальным событием. Она открыла очень широкие возможности перед каждым из пользователей. Служба моментальной доставки сообщений помогла миллионам людей общаться Друг с другом Ш ог* ромных расстояниях. Сегодня важную роль интернет-технологий йбййМШТ й Используют не только компьютерщики, специалисты, преподаватели, но и студенты, и школьники. Каждому пользователю Интернета известно, что такое электронная почта. Название говорит само за себя. С помощью Электронной почты письмо ДОЙДет до адресата, находяще-

гося, скажем, на другом конце земного шара, максимум за час. КонеЧйО, многих людей такое общение затягивает, заманивает. Не нужно идти, ехать куда-то, не нужно откладывать свои дела, не нужно думать, как вести себя при встрече. И люди начинают погружаться в нёго целикомI Тем самым, уходя от реального мира общения.

Так что именно толкает молодых людей к бегству в виртуальные компьютерные миры? Какие неблагополучия действуют на йй£ угнетающе в реальном мире? От чего прячется человек, Зависимый от компьютера? Что можно предпринять, чтобы помочь вырваться из плена пагубных иллюзий?

Актуальность исследования состоит в том, что у большинства молодежи существует масса проблем в реализации себя. И чем больше проблем, чем серьезнее внутршшчно-стные и межличностные конфликты, тем привлекательнее становится мир компьютерных грез. Ведь виртуальные миры - это особое психологическое «пространство», в котором молодые люди субъективно достигают целей,

Серия «Психологические науки»

С Е. В. Арсентьева, Ю. М. Чукмарова, 2011

не реализованных в реальном мире. Например, люди, которые не слишком довольны своей жизнью или внешностью. Они с удовольствием пользуются возможностью выдавать себя за совершенно другого человека. Кроме того, виртуальное общение намного легче реального. При этом не возникает робости и стеснительности. Человек чувствует себя уверенно и раскованно.

Человек нуждается в оценке со стороны, получении подтверждения, правильно ли он следует по жизни, сравнении себя с другими. В социальной сети пользователь заводит свою личную страничку - красивую картинку - самопрезентацию. Выставляются напоказ дети, мужья, отдых, пишутся друг другу пожелания, поздравления, стихи, собираются оценки-доказательства своей красоты и счастливой жизни. Таким образом, удовлетворяется потребность в подтверждении собственной значимости. Однако общение в социальных сетях - символическое. На предложение о реальной встрече мало кто откликается, а если встреча и происходит, она | зачастую оказывается не такой яркой и красивой, как в виртуальном мире.

В виртуальных мирах создаются иллюзии восполнения недостатка общения, близости со значимыми людьми, субъективно компенсируется неудовлетворенность своими способностями. С помощью компьютера, этой бездушной «железки», люди пытаются достичь тех целей, которые требуют участия значимых для них людей (родителей, учителей, сверстников), пробуют заменить отсутствие | радости, неудовлетворенности от жизни. В итоге страдающая личность помещает значительную часть своих отношений и способов получения радости в виртуальную реальность и усугубляет свои неудачи во внешнем мире. Чем более комфортнее человек чувствует себя в виртуальности, тем сильнее он «растворяется в ней», тем значительнее стано-| вится для него компьютер в роли своеобразного наркотика.

Компьютерный наркотик обычно реализуется в двух видах - компьютерной игры и общения в Интернете. Нас же интересует сейчас второе.

| Общаться с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в \ Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Реальная встреча ставит людей в определенные рамки, обязывает к непосредственному эмоциональному контакту, а Сеть - она всегда под рукой.

Почему же возникает зависимость от виртуального мира общения? Этот мир, как указывает практикующий психотерапевт

А. В. Котляров, имеет ряд специфических характеристик:

1. Виртуальный мир глобальной компьютерной Сети имеет общие признаки с реальностью, что способствует «размыванию» и устранению границ между ними. Загадочность, непредсказуемость Интернета напоминают неопределенность и изменчивость мира. Неискренность, замаскирован-ность человека в Сети похожа на маски, которые он одевает в реальной жизни.

2. Виртуальный мир Интернета пропагандирует якобы имеющиеся доступные преимущества перед реальностью. Человек может взять себе любую роль, оставаясь анонимным и невидимым, а также в любое время ее сменить. Виртуальный мир всегда доступен для использования, создавая иллюзию власти над взаимоотношениями с другими людьми.

3. В виртуальном мире предоставляется возможность любого поведения без ответственности за него, без страха отвержения или осуждения. Это достигается за счет анонимности и недосягаемости.

4. Виртуальная реальность глобальной Сети позволяет создать иллюзию защиты от одиночества, получить эмоциональную поддержку и признание в Интернете. Она субъективно компенсирует причины трудностей в реальном общении без их понимания и действительных шагов для их устранения.

5. Виртуальный мир позволяет в любой момент времени уйти от взаимодействий с реальными людьми, не учитывать их особенности, цели, что невозможно в жизни. Интернет позволяет легко «наделить» воображаемого собеседника любыми способностями, выгодными для своих ложных целей.

Между тем Интернет - это пространство, населенное людьми, и его невозможно представить в отрыве от людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть мира, то в виртуальности нет ничего, кроме людей. Люди - главное мерило этого мира и его главное богатство. Не случайно уже практически невозможно представить себе сайт без счетчика посещений. Ценность ресурса в сознании неразрывно связана с его востребованностью людьми.

Может ли реальное общение полностью перейти в заманчивый виртуальный мир? Тем более что ведутся разработки, делающие виртуальное общение все более приближенным к реальному, позволяющие не быть привязанным к компьютерному месту. Развиваются коммуникаторы - карманные компью-

ВЕСТНИК Мордовского университета) 2011 | N° 2

теры с функциями мобильного телефона и смартфоны - мобильные телефоны с функциями карманного компьютера. Вскоре человек, сидя под пальмой, сможет общаться со всем миром.

Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, чувства, желания, отношение к людям и многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую виртуальной. Познание реально существующего мира, его нераскрытых закономерностей, требует реального присутствия человека в этом мире, чтобы не потерять контроль над реально происходящим (фильм «Матрица» ит. п. - ни одно сочинение фантастов не находило полностью положительного эффекта от осуществления искусственного интеллекта).

Рассматривая досуговое общение, можно предположить, что с ростом виртуальных коммуникаций скорее возникнет дефицит «простого» общения. Следовательно, сооружения, содержащие в себе функцию реального творческого общения, будут востребованы. Не случайно особенностью русского Интернета является рост «интереса» к источникам,

связанным с юмором, хобби и проведением досуга.

Виртуальный мир имеет много сходства с реальностью. Его загадочность и непредсказуемость похожи на неопределенность и изменчивость мира. В Сети человек может играть выбранные им роли, аналогично маскам, надеваемым людьми в повседневной жизни.

В то же время виртуальный мир декларирует легкодоступные преимущества перед миром реальным. Здесь можно легко добиться успеха за счет творческой активности, сокрытия недостатков и возможности взять себе любую роль, которую можно так же легко заменить другой.

Здесь предоставляется возможность любого поведения без ответственности, без страха последствий, отвержения или осуждения. В Сети человек ощущает себя защищенным и недосягаемым, может легко высказывать свое мнение, которое вряд ли мог бы высказать в реальной жизни.

Виртуальный мир дает иллюзию защиты от одиночества. В то же время он дает возможность уйти от общения с реальными людьми, с мнением которых пришлось бы считаться.

Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние за счет безграничных возможностей поиска и совершения открытий. И главное - серфинг в Сети дает чувство пребывания в «потоке» - полная погруженность в действие с выключением из внешней реальности с ощущением пребывания в другом мире, другом времени, другом измерении.

Где выход? По большому счету там же, где и вход. Главная цель - зависимому человеку необходимо вернуться в реальную жизнь. Для этого подойдет все, что нравится, увлекает, вызывает позитивные чувства. У кого-то это спорт, у других - творчество, увлекательная работа, хобби, любовь. В этом нелегком процессе важна поддержка близких людей, а при необходимости и психологическая помощь.

Уход от реальности, по нашему мнению, является негативным процессом. Молодые люди порой не различают, в каком «мире» они находятся. На основании этого нами разработаны тесты и опросники, направленные на выявление предпочтений в общении, а в дальнейшей работе, по результатам полученных данных, мы планируем создать программу, которая способствовала бы выбору активного реального общения и была направлена на социализацию людей подросткового и юношеского возраста.