» » Значение слова «катарсис. Катарсис — что это и как происходит оздоровление души человека Катарсис души

Значение слова «катарсис. Катарсис — что это и как происходит оздоровление души человека Катарсис души

В переводе с греческого языка катарсис означает "очищение". Первоначально данным понятием обозначали некое эмоциональное потрясение, которое субъективно переживалось как внутреннее очищение. Такое состояние возникало у зрителей античной трагедии, переживающих судьбу и смерть главного героя. Катарсис - что это такое сегодня?

Катарсис как самосовершенствование

Данное понятие обозначает острое негативное переживание, доходящее до крайней точки, где оно резко меняет полюс и превращается в позитивное. Катарсис ассоциируют со взрывом, бурей, шквалом эмоций, которые обрушиваются на человека. Он словно бы очищается от гнета негативных переживаний. Катарсис, значение которого рассматривалось в первую очередь в искусстве, способен дать человеку некий импульс к дальнейшему развитию. Переживая не настоящие события, а их символический образ в произведениях искусства, индивид переносит себя в эти события и пропускает через себя соответствующие эмоции.

Катарсис в психологии

Обычно мы не даем выхода нашим негативным переживаниям - они вытесняются и продолжают угнетать нас в сфере бессознательного, вызывая множество болезненных, психосоматичских симптомов. С точки зрения психоанализа, освобождение от болезни зависит от прохождения через Психотерапия заключается в воскрешении негативных воспоминаний, в которые клиент окунается в процессе работы и разрешает себе их пережить. Таким образом, катарсис - что это, как не подъем к раю через блуждание в преисподней? Человек прорабатывает негативное чувство до тех пор, пока не высвободит всю психическую энергию, которая в нем содержится. Такая работа связана с очень сильным напряжением, поскольку человек не всегда бывает готов пережить давно вытесненные эмоции.

Катарсис - что это в теории Фрейда

Зигмунд Фрейд исследовал случай истерии и стремился устранить симптомы этого нервного заболевания. В процессе работы он пришел к выводу, что симптомы могли сформироваться в результате вытеснения сильных негативных переживаний в бессознательное. Вместо того чтобы проработать эмоции, психическая энергия была направлена на создание болезненных симптомов как защиты от осознания глубинных, забытых переживаний. Пациентку ввели в гипноз и "вытащили" гнетущее воспоминание в сферу сознания. Эмоциональный заряд, связанный с воспоминанием, был проработан, произошла аффективная разрядка. Негативное переживание было отпущено на волю, поэтому невротические симптомы вскоре исчезли, т. к. в них отпала необходимость.

Таким образом, погружение в травмирующую ситуацию позволяет высвободить связанные с ней эмоции и пережить катарсис. Что это за состояние можно понять, вспомнив свои ощущения после напряженного трогательного фильма, вызвавшего множество разнообразных эмоций. может переживаться как чувство опустошения, легкой грусти и одновременно блаженства. Следует помнить, что для того чтобы состояние улучшилось, порой приходится преодолевать большие сложности и сильное напряжение.

Катарсис В гештальте - проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности, после амплификации (Смотри: ). За ним почти всегда следует вербализация.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты .

Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства . Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии () и т. д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии . В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. ) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Катарсис

(катарзис)

Первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (см. ; ). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Катарсис Этимология.

Происходит от греч. katharein - очищение.

Автор.

Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Категория.

Форма эмоций.

Специфика.

Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература.

Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КАТАРСИС

(от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства , психоанализе .

в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л . С . Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Катарсис

   КАТАРСИС (с. 294)

Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того - уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным. В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают. Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор - и в психологии, преимущественно в психоанализе. Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис - эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда. Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней. Сохранилось, впрочем, не все - содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса. Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr - культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты - очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души - в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения - вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» - чреваты обратным эффектом).

Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения - например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса. Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда. В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. - первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О. в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия. Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный. Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела. Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома - феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал. В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство». Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал. Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования. Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза. По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию». Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип - катарсическое просветление.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Катарсис

Отреагирование ранее подавленных чувств, являющихся причиной невротического конфликта. Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "катарсис" в других словарях:

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

Катарсис – понятие, привнесенное в психологию и психоанализ, из времен античной эпохи, означающее возвышение, оздоровление души и тела, очищение. Представляет собой сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными жизненными событиями, а их отображением в искусстве – на картине, в фильме, в музыке.

Такое переживание протекает длительно и негативно, но в самой острой своей точке превращается в позитивное переживание. Кипение эмоций, которое помогает преобразовать темные, негативные и больные переживания в светлые, возвышенные и благородные.

Понятие было разработано еще в древнегреческой философии, тогда этим словом обозначалось очищение, по большей части духовное, от чувства вины. Наиболее известное определение, дошедшее до нас с античных времен, сформировано Аристотелем и означает драму (трагедию), основанную на чувствах сострадания и страха и очищение от этих чувств – катарсис.

Разобравшись, что значит катарсис, нужно узнать, откуда пришло это понятие и что оно означало во времена античности.

Катарсис в философии – это процесс и эффект облегчения, облагораживания человеческой души и ее очищения, под воздействием нескольких факторов. Употребление этого термина началось в культуре древней Греции, где данным понятием характеризуются отдельные составляющие религиозных греческих праздников. Катарсис наделялся лечебными, исцеляющими душу и тело свойствами, освобождением тела от «скверны», а души от темной энергии.

Древнегреческая философия воспринимала понятие катарсиса в самых разных определениях, их использовали в философии, физиологии, магии, медицине и мистике. Позже эти понятия были перенесены из медицины и религии в сферу искусства. И здесь главными становятся определения состояния катарсиса, данные древнегреческим философом Аристотелем.

Катарсис по Аристотелю – это очищение человеческой души от аффектов, благодаря воспитательным и очистительным свойствам музыки и просматриваемой трагедии. Аристотель считал, что каждый человек, переживая состояние аффекта, становится слабее, а при помощи искусства он получит разрядку и временное очищение своей души. Во время просмотра трагедии, человек испытывает возбуждение, состояние страха и сопереживания, при этом его эмоции приводят к разряжению аффектов и созданию эффекта облегчения. По мнению Аристотеля, что душой наделены не только люди, но и животные, и растения. Но только человек может испытывать состояние катарсиса – очистить душу от накопившейся «скверны» — черной энергии, отрицательной информации и болезненных аффектов.


Подобно тому, как древнегреческие целители лечили больных с помощью исполнения энтузиастической музыки, повышающей состояние аффекта и развивающей состояние катарсиса, так Аристотель видел в восприятии трагедии связь духовного очищения с исцелением тела.

Определение понятия в психологии

Катарсис в современной психологии – это очищение с помощью собственного воображения и создания иллюзий. Психоанализ определяет состояние катарсиса как удовольствие, получаемое человеком от эмоций, которые он испытывает сам, во время восприятия им чужих эмоций. Психотерапия определяет состояние катарсиса как высвобождение от чрезмерной эмоциональной нагрузки.

Негативные эмоции, глубоко засевшие в человеческом подсознании, непременно должны находить выход, в противном случае они будут вызывать угнетение и проявление различных психосоматических симптомов, даже не осознаваемых человеком. Психоаналитики придерживаются мнения, что для излечения от недуга нужно пройти через эмоциональное потрясение.

Различают две разновидности катарсиса:

  1. Бытовой – для избавления от злости, ненависти, обиды человеку нужна эмоциональная разрядка. Он должен поплакать, пострадать, а после возникает желание простить обидчика и отпустить злость из своей души.
  2. Высокий – происходит через восприятие произведения искусства – книги, фильма, картины, музыки. Например, духовное очищение происходит через сопереживание героям трагедии, под впечатлением от их страданий и тяжелых жизненных ситуаций.

Поскольку катарсис – это внутреннее очищение, которое наступает после переживания сильнейших эмоций и потрясений, в психологии и психотерапии это понятие вывели как специальный метод, направленный на выявление и избавление от импульсов, которые не осознаются человеком. Это фаза лечения, во время которого пациент с душевными расстройствами вспоминает и вновь переживает те события и потрясения, которые привели к душевному заболеванию. Так больной очищает свою психику.

В психоанализе катарсис – прием терапевтического воздействия на пациента, с помощью которого ранее отложенный в подсознание аффект переживается вновь и очищает от душевного конфликта. В ходе такого лечения человек оживляет в памяти сильнейшие эмоции и переживания, освобождает ущемленные аффекты и приходит к выздоровлению.

Чтобы подробнее объяснить, что такое катарсис и его определение в психоанализе, нужно разобраться с понятием аффекта. Аффект – слово греческого происхождения, которое означает сильное душевное волнение, страсть. Такая реакция возникает у человека в критических обстоятельствах, когда он лишен времени на обдумывание ситуации и совершает стереотипные действия – проявляет агрессию, бежит или просто цепенеет. Реакция эта сильная, взрывная, но кратковременная.

Катарсис – это и есть очищение подсознания от негативных аффектов, процесс направления их в ходе лечения в другое, позитивное русло. Для освобождения от негативной энергии во время психоаналитического лечения, человеку вновь и вновь приходится переживать стрессовую ситуацию, порой это состояние очень болезненно для психики, так как эмоции давно находятся в глубинах подсознания. Но только этот метод психотерапии похож на восхождение к высшей точке душевного исцеления через мучительные, но необходимые переживания и воспоминания.

По Фрейду

В ходе лечения больных гипнозом, З.Фрейд связал проявление катарсиса в психотерапии с проявлением истерии. Он придерживался мнения, что симптомы истерии формируются у человека по причине направления негативной энергии на уровень бессознательного.

Гипноз Фрейд применял для вызова состояния катарсиса у больных, для исцеления от истерии. В состоянии транса ученый «вытаскивал» на поверхность сознания пациента гнетущие воспоминания, создавая эмоциональный заряд, освобождая подсознание от аффекта и вызывая такое состояние. Но позже он убедился, что устойчивого эффекта от лечения гипнозом он не добивался – часть пациентов плохо поддавалась введению в гипноз, а часть возвращалась с первоначальными проблемами.

Путь к самосовершенствованию

Понятие можно воспринимать как импульс к развитию собственной личности и самосовершенствованию, если говорить о нем, как о шквале бурных эмоций, переживаемых при соприкосновении человека с прекрасным – культурой и искусством.

Воспринимая и пропуская через себя события, показанные в фильме, театральном представлении или изображенные на картине, человек приобретает новый опыт. Он сопереживает чувствам, проблемам и жизненным ситуациям других людей, делая это бескорыстно и солидарно. Катарсис в такой ситуации становится точкой кульминации этих переживаний, человек очищает душу от негатива, страхов и обид.

Такие эмоции действуют очищающе, раздвигают перед индивидом новые границы, он готов получать новые знания, эмоции и чувства. Человек становится мудрее, свободнее и более восприимчивее к окружающему миру – неизбежен внутренний рост.

Любое познание и обучение приводит к самообразованию, к осознанному строительству своей собственной личности через постижение и восприятие общечеловеческой культуры. Воспринимая культурные ценности эмоционально, умея вести с ними диалог, человек познает и очищает собственную душу, меняя и совершенствуя свой разум – так меняется и структура личности.

Подытоживая, можно сказать, что понятие неоднозначно и не имеет четкого и единственного значения. Его синонимы – очищение, облегчение, буря, шквал, которые характеризуют катарсис как исцеление через высокие чувства и эмоции.

Понятие, которое вкладывали философы в состояние очищения, видоизменилось. Ведь древнегреческие трагедии, обладающие уникальным свойством — вызывать у человека состояние очищения души, сильно отличаются от современных фильмов и музыкальных произведений. Современные продукты культуры редко вызывают высокие чувства и бурные эмоции. Поэтому, для очищения и развития собственной души нужно стараться смотреть добрые, эмоциональные фильмы, становиться ближе к искусству и живописи для вымещения отрицательной энергии, которой итак много в современной жизни.

Культурология. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. katharsis – очищение)

термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание.

духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Педагогический терминологический словарь

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение)

процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие "К." разработано в древнегреческой философии искусства. В дальнейшем К. получил распространение в психологической науке (З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 114)

Словарь лингвистических терминов

Катарсис

(др.-греч. καθάρσίς, очищение)

У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства;

это же понятие имело многочисленные иные толкования в др. философских системах;

К. в психоанализе – метод психотерапии, при котором у больного вызывают сильные переживания, глубокое, очищающее изумление, чем помогают избавиться от навязчивых страхов, вредных привычек.

Античный мир. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. κάθαρσις - очищение)

понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Гаспаров. Записи и выписки

Катарсис

♦ "Цель риторики раздваивает цель поэзии: обвинитель нагоняет на слушающих страх, а защитник вызывает сострадание. Чтобы из театра зритель вышел, душевно переродившись, но сложа руки, а из суда - не переродившись, но сделав справедливое дело. Поэзия - душевная гимнастика, риторика - душевная практика".

♦ И. Бабель к А. Слоним 26 дек 1927: "Мой отец лет 15 ждал настроения, чтобы пойти в театр. Он умер, так и не побывав в театре".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Катарсис

Катарсис

♦ Catharsis

В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей, достойных насмешки; по мнению некоторых современных психоаналитиков, психоанализ есть катарсис наших эмоций или психологических травм. Сильно сомневаюсь, что и в первом, и во втором, и в третьем случаях подобного очищения достаточно.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Катарсис

(греч. katharsis - очищение)

категория психологической эстетики, характеризующая процесс восприятия произведения искусства и то сильное внутреннее потрясение, которое при этом происходит и оказывает благотворное, очистительное воздействие на состояние челрвеческой души. В качестве эстетического переживания катарсис является атрибутом прежде всего театрально-драматического искусства. Он возникает в тот момент, когда герой трагедии переживает финальную катастрофу, а зритель, находящийся с ним в эмоциональном контакте, оказывается в состоянии смешанного аффекта страха, сочувствия, сострадания. Буря переживаний в его душе приводит в итоге к эффекту внутреннего очищения, когда человек, спустя некоторое время, начинает чувствовать себя обновленным, наполненным новыми чувствами, мыслями, силами, готовым к новым свершениям.

Во времена Пифагора древние греки считали, что душа способна засоряться, загрязняться темными желаниями, порочными вожделениями и потому нуждается в периодических очистительных процедурах посредством самых разных воздействий - мистериальных, музыкальных, театральных и др. Переживание состояния катарсиса имеет двойную целительную силу, оздоровляя как душу, так и тело.

Аристотель Поэтика ») создал психолого-эстетическую концепцию катарсиса в ее связи с восприятием зрелища театральной драмы-трагедии. Тяжелый финал трагедии, в котором главный герой как правило гибнет, потрясает зрителя до глубины души. Он ужасается происшедшему, скорбит о погибшем, сетует на несправедливость судьбы. Но самое удивительное состоит в том, что все эти, казалось бы, тяжелые и мрачные переживания, не погружают его в состояние депрессии. Парадоксальное действие трагедии заключается в ее способности рождать катарсис. Зритель движется сквозь мрак к свету. Его душа, испытавшая чувство отчаяния, вдруг воспаряет ввысь, наполняется силой. Тяжесть сменяется чувством облегчения. На смену страху и состраданию приходит освобождение, очищение души от всего темного, тяжелого, вредоносного, что обременяло ее до этого. Зрелище как бы вымывает из пространств внутреннего «я» накопившийся там моральный «мусор».

Феномен катарсиса занимает важное место в современной психологии. Психоаналитики активно используют практику терапевтических воздействий на психику пациентов, в результате которых патогенные переживания, причинявшие душевные страдания, уходят и человек начинает испытывать заметное облегчение. При этом допустимо привлечение разнообразных форм художественного творчества. Так, в начале 1990-х гг. в российской печати («Известия» от 17.9.1992) появилось сообщение о 45-летнем армянском психиатре Назлояне. Увлекавшийся скульптурой, он лепил портреты своих пациентов. За 15 лет врачебной деятельности им было создано 400 портретов Во время работы он разговаривал с душевнобольным. В процессе такого общения возникал психологический контакт, исчезало отчуждение. Это было крайне важно для пациента, чья больная душа была одинока, оторвана от мира, пребывала, словно в одиночном заключении, в тюремной камере своего внутреннего мира. Врач предлагал больному рассказывать о себе, о своей жизни и своих страданиях, утверждая, что тогда болезнь выйдет из того и перейдет в портрет. На каждую скульптуру уходило в среднем по 50 часов. В конце работы наступал катарсис, совпадавший с тем моментом, когда портрет обретал глаза. Больные в эти минуты испытывали сложнейшие переживания: одни плакали, другие смеялись, третьи пугались, четвертые негодовали или впадали в истерику. Такая вспышка чувств свидетельствовала о действительном освобождении души; она исцелялась если не от всей болезни, то от ее значительной части.

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. - очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев - как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Влияние на культуру

В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис » впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .

См. также

Примечания

    • Ка тарсис // Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М. : Русский язык , 1988. - С. 220. - 608 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-200-00317-2 .
    • Ка тарсис, Ката рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . - СПб.: Норинт, 1998
    • Ка та рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М. : Русский язык , 2000. - С. 312. - 856 с. - (Библиотека словарей русского языка). - 5000 экз. - ISBN 5-200-02699-7 .
    • Ка та рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
    • Зарва М. В . Ката рсис // Русское словесное ударение. Словарь. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 600 с. - 6000 экз. - ISBN 5-93196-084-8 .
  1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М., 1999.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.
  3. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  4. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  6. Владимир Карев. "Катарсис" // Альманах "Киносценарии" : Москва, Госкино СССР. - 1988. - № 3 . - С. 41-64 . - ISSN 0206-8680 .